search
menu
person

NEWS AND UDATES


Новый американский аэростатный разведывательный комплекс RAID (2004)

Новый американский аэростатный разведывательный комплекс RAID

Капитан А. Бычков

В последние годы в Соединенных Штатах и ряде других стран мира отмечается интенсификация программ, связанных с разработкой и применением аэростатных средств радиоэлектронной разведки (РЭР) в интересах противоракетной обороны, охраны морских и сухопутных границ, а также контроля за воздушным движением. Данные системы успешно функционируют в США, Италии, Израиле, Саудовской Аравии, Кувейте и Республике Корея. Решение о развертывании аэростатных средств РЭР принято также в Турции, ОАЭ, Пакистане, Индии, Китае, Индонезии и Малайзии.
Вооруженные силы США после активной фазы боевых действий в Ираке и Афганистане оказались втянутыми в борьбу с партизанами. Для обеспечения безопасности войск в этих условиях требуется постоянное наблюдение за перемещениями противника в непосредственной близости от собственных пунктов дислокации и разведка мест его нахождения. Применяющиеся для этого беспилотные летательные аппараты, несмотря на имеющиеся преимущества, не лишены серьезных недостатков. Например, сравнительно высокая их стоимость, малая автономность, значительный расход ресурса и горючего, а также ограничения по массогабаритным характеристикам для размещения бортовой аппаратуры РЭР. На основе имеющегося опыта разработки и применения аэростатных средств различного назначения в Соединенных Штатах создан новый комплекс оптоэлектронной разведки RAID (Rapid Aerostat Initial Deployment) для СВ и ВМС.
По решению командования космических систем и ПРО СВ США работы по данной программе начались в конце  2002 года, контракт с подрядчиком был заключен в январе следующего, а первый комплект оборудования поставлен уже в марте 2003-го. Головной исполнитель по комплексу и разработчик бортовой оптоэлектронной аппаратуры - фирма «Рэйтеон», изготовитель аэростатов - тсом.
Комплекс RAID предназначен для круглосуточного обнаружения и распознавания наземных целей в радиусе до 12 км и передачи соответствующей информации непосредственно на позиции подразделений. Он стал первым полевым вариантом перспективной аэростатной системы JLENS, который был применен в условиях боевых действий.
В состав комплекса входят привязной аэростат с комплектом аппаратуры видовой разведки, наземный пункт управления (НПУ) и приемные терминалы в боевых порядках подразделений. Он является полностью автономным, все его компоненты размещаются на базе автомобиля «Хаммер» с прицепом (рис. 1). Это позволяет быстро менять местоположение комплекса и своевременно реагировать на изменение оперативной обстановки.
Бортовая аппаратура (рис. 2), размещаемая на поворотной турели под аэростатом, включает обычную телевизионную и инфракрасную камеры с дневным и ночным режимами работы и лазерный дальномер.
Передача данных на наземный пункт, управление бортовыми датчиками и контроль за техническим состоянием аэростата осуществляются с помощью оптоволоконной линии связи, проложенной вдоль кабельтроса. НПУ включает систему отображения, накопления видеоинформации, а также аппаратуру для ретрансляции полученных материалов внешним пользователям. В случае необходимости видеоданные могут передаваться с борта аэростата непосредственно на приемные терминалы в боевых порядках подразделений. Управление бортовой аппаратурой и полетом аэростата ведется только с наземного ПУ. Расчет комплекса состоит из двух-четырех человек.
В качестве аэростатного носителя (рис. 3) используется малый гелиевый аэростат аэродинамической формы. Его тактико-технические характеристики приведены в таблице.
Данный аэростат новейший в семействе аппаратов, разработанных фирмой ТСОМ (г. Элизабет-Сити, штат Северная Каролина). В комплекс входит: собственно аэростат, наземная система телеметрии, дистанционного управления и энергоснабжения, комбинированный с ВОЛС кабель-трос, механизм управления тросом (лебедка) и поворотно-швартовочная система. Электропитание подается на борт по кабельтросу. Оболочка аэростата выполнена из специального материала дакрон, отличающегося особой прочностью.
Первоначально эксплуатация комплекса осуществлялась специалистами фирмы «Рейтеон», а с июня 2003 года на базе арсенала «Ред Стоун» (штат Алабама) организована подготовка военнослужащих-операторов из состава 62-го полка ПВО 10-й легкой пехотной (горной) дивизии США, дислоцированной в Форт-Драмм (штат Нью-Йорк).
Курс обучения по эксплуатации аэростатного комплекса RAID рассчитан на месяц. Первые две недели проводятся занятия по летной эксплуатации аппарата, а оставшиеся две отведены на изучение комплекта оптоэлектронной аппаратуры и получение военнослужащими практических навыков работы в качестве оператора.
По оценкам специалистов, полученные с помощью комплекса видеоданные оказали определенную помощь контингенту ВС США в Афганистане. Своевременно передаваемая в подразделения информация позволяла тем избегать нежелательных боестолкновений с противником и в то же время обеспечивала подготовку ударов своих наземных средств поражения и авиации.
Эти обстоятельства способствовали принятию решения американским военным командованием о применении комплекса RAID в ходе операции ВС США и их союзников против Ирака для своевременного оповещения о готовящихся нападениях на пункты постоянной дислокации подразделений ВС США. В ближайшее время американские войска в этой стране должны получить 16 аэростатных комплексов.

Тактико-технические характеристики аэростатного разведывательного комплекса RAID
Длина аэростата, м
15
Рабочая высота (при работе в составе RAID), м
100
Максимальная рабочая высота, м
300
Масса полезной нагрузки, кг
68
Непрерывная продолжительность полета, сут
5
Предельная допустимая скорость ветра, м/с
28
Скорость развертывания из транспортного положения, ч
2
Расчет для развертывания, человек
3

ЗВО №4 2004 С.34-35

Смотрите также
Категория: Техническое обеспечение | Добавил: pentagonus (12.04.2004) | Автор: Капитан А. Бычков
Просмотров: 6042 | Теги: Raid, А. Бычков, аэростат, разведка | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar