search
menu
person

NEWS AND UDATES


Перспективы создания новых воздушных платформ РЭБ для ВС США (2005)

Перспективы создания новых воздушных платформ РЭБ для ВС США

К-н 2 ранга В. Евграфов,
канд. технических наук

Результаты анализа боевых действий, в последнее время имевших место в Европе и на Ближнем Востоке, показывают, что системы и средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) воздушного базирования остаются одними из ключевых элементов в достижении превосходства над противником и, как следствие, в обеспечении успеха проводимых операций. С конца 1990-х годов единственным обладателем специализированной воздушной платформы РЭБ для подавления несвязных радиоэлектронных средств (РЭС) в ВС США являются военно-морские силы, на вооружении которых уже более 30 лет состоит самолет РЭБ ЕА-6В «Проулер». В связи с этим он активно используется как ВМС, так и ВВС и морской пехотой (МП)
Наличие в ВС США всего одного типа таких воздушных платформ РЭБ связано с выводом из эксплуатации самолетов ВВС F-4G «Уайлд Уизл» (1996) и EF-111 «Равен» (1998). Одной из причин снятия их с вооружения были экономические соображения, а также уверенность, что созданные по технологии «стелт» машины в меньшей степени нуждаются в поддержке при решении задач по подавлению РЭС противника. Однако позже это мнение было изменено в связи с постоянным совершенствованием систем и средств ПВО возможного противника. Технология «стелт» действительно позволяет снизить заметность самолетов, сокращая тем самым радиус действия систем и средств обнаружения противостоящей стороны. Таким образом, образуются коридоры, по которым эти самолеты могут достичь цели. Но, с другой стороны, противник способен просчитать возможные маршруты и дополнительно использовать мобильные комплексы ПВО. Кроме того, планы ВВС по укомплектованию к концу текущего десятилетия парка самолетов преимущественно ЛА, созданными по технологии «стелт», не выдерживаются, что требует еще более ускоренного развития систем и средств РЭБ.
В 2001 году командование ВМС совместно с ВВС приняло решение о снятии с вооружения в период с 2009 по 2012 год самолета ЕА-6В «Проулер», что вызвало необходимость в поиске адекватной замены. На рубеже 2004-2005 годов Объединенный совет по контролю потребностей (JROC) одобрил приобретение новых платформ, способных при согласованном использовании решать в полном объеме все возложенные на самолеты РЭБ задачи. Такой совместный подход к их разработке и приобретению ставит ВВС, ВМС, а также МП США в зависимость друг от друга.
Анализируя вопросы, связанные с приобретением новых самолетов РЭБ, руководство ВВС и ВМС сместило акцент с выбора конкретных платформ на формирование требований к ожидаемым результатам их использования. При этом главной задачей становится создание взаимно дополняющих систем, удовлетворяющих потребностям не одного, а сразу нескольких видов ВС и ориентированных на взаимодействие в составе единой многоплатформной сети. Такая сетевая организация воздушных компонентов РЭБ позволит обеспечить перекрытие всего спектра возлагаемых на них задач и в отдельных случаях допускает дублирование функций в целях гарантированного достижения целей применения. При этом обычные боевые самолеты, оборудованные РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) типа AN/APG-77(V), установленной на истребителе F/A-22 «Раптор» и AN/APG-81(V) - на F-35A, смогли бы также вносить свой вклад в подавление РЭС противника на соответствующих частотах. В целях повышения эффективности подавления вычислительные средства в рамках сети должны определять, какой объем подавления может быть выполнен и с каких платформ. Общее руководство может осуществляться с борта разрабатываемого самолета Е-10А - связующего звена между наземным центром управления и воздушными платформами.
В настоящее время специалисты ВВС и ВМС ведут НИОКР по созданию систем и средств радиоэлектронного подавления (РЭП) воздушного базирования по схеме разделения сфер ответственности между двумя видами ВС. В соответствии с этой схемой функциональные задачи, возлагаемые на системы и средства РЭП, сведены в следующие четыре группы:
- РЭП из района барражирования, обеспечивающее подавление РЭС противника вне зоны действия его ПВО (сфера ответственности ВВС);
-РЭП в целях групповой защиты, заключающееся в подавлении РЛС противника самолетом РЭБ, следующим совместно с ударной группой (сфера ответственности ВМС);
- РЭП в целях индивидуальной защиты, осуществляемое путем использования бортовых средств для защиты от ракет классов «земля-воздух» и «воздух-воздух» (собственные программы ВВС и ВМС);
- РЭП с помощью беспилотных летательных аппаратов, подразумевающее подавление или физическое уничтожение РЛС противника посредством расходуемых маневрирующих ложных целей (ЛЦ) или боевых БЛА (ВВС и ВМС разрабатывают по одной системе).

Концептуальная схема сетевой организации платформ РЭБ и других элементов боевого порядка
В то время как задачи РЭП в целях индивидуальной защиты присущи всем самолетам без исключения, первая, третья и четвертая группы задач возлагаются на разрабатываемые летательные аппараты, которые благодаря дополнительному оборудованию обретают статус платформ РЭБ
Решение задач РЭП из района барражирования с первой половины 1980-х годов по настоящее время ВВС возлагают на самолет ЕС-130Н «Компас Колл», выполняющий преимущественно задачи подавления систем связи противника.
В состав парка этих самолетов входят шесть -платформ модификации Block 20 и восемь более совершенных - Block 30 (модернизация 1999 года). С 2004 года проводятся работы по модернизации всего парка «Компас Колл» до уровня Block 35 общей стоимостью 350 млн долларов, в частности на этот самолет устанавливается новое оборудование вскрытия радиоэлектронной обстановки и РЭП. Ключевым элементом программы является оснащение всего парка ЕС-130Н контейнерной системой РЭП. Она позволяет излучать сигналы помех в диапазоне 0,03-3 ГГц по четырем независимым лепесткам диаграммы направленности антенны, используя 144 дискретных передающих элемента. В результате модернизации этот самолет сможет использоваться для подавления РЛС навигационных систем противника. Стоимость одного комплекта системы РЭП 1,8 млн долларов.
Для того чтобы наиболее рационально осуществить модернизацию без временного сокращения парка самолетов, принято решение об установке нового оборудования во время проведения планового технического обслуживания и ремонта. Хотя ВВС планируют модернизировать все машины до уровня Block 35, финансирование в настоящее время выделено только для 12 единиц на период до 2008 года. Самолет ЕС-130Н «Компас Колл» должен остаться на вооружении как минимум до 2025 года.
Другим самолетом, обеспечивающим решение первой группы задач, будет платформа, созданная на базе стратегического бомбардировщика В-52Н с модернизацией его бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и монтажом двух подвесных контейнеров системы постановки помех длиной 12,2 м, обеспечивающих мощность, равную шести самолетам ЕА-6В. Масса каждого контейнера составит 2 268 кг, что сопоставимо с массой внешнего топливного бака. Но если на ЕС-130 «Компас Колл» возлагается основная задача по подавлению радиосвязных РЭС, то новый самолет в первую очередь нацелен на подавление РЛС противника. Первоначально он получил наименование ЕВ-52, но позже был переименован в В-52 SOJ (Stand Off Jamming), или просто в B-52J, так как преследуется цель максимально сохранить все его функции как бомбардировщика. При этом подготовка новых экипажей не требуется. В конечном счете планируется модернизировать 76 самолетов В-52Н и приобрести 36 комплектов оборудования РЭБ в контейнерном исполнении. Отмечается, что основными преимуществами нового самолета будут большая дальность действия станций помех (до 370 км), длительное время барражирования в заданном районе и сохранение функций бомбардировщика. Начало реализации программы запланировано на 2006 год. К 2009 году предполагается завершить создание первых четырех В-52 SOJ, готовых выполнять функции ведения РЭБ. К 2012 году в военно-воздушных силах намечается иметь шесть таких самолетов, а к 2013-му - 16.
В ВВС США до сих пор продолжаются споры, есть ли действительно необходимость в создании самолета РЭБ на базе стратегического бомбардировщика. Они вызваны тем мнением, что министерству военно-воздушных сил не обязательно разрабатывать собственные уникальные системы и средства, так как они могут воспользоваться результатами, полученными ВМС при создании самолета РЭБ EA-18G, или модернизируемым оборудованием для самолета ВВС ЕС-130Н.
Тем не менее в рамках первого этапа на период до 2012 года на модернизацию бомбардировщиков В-52 до модификации В-52 SOJ и приобретение оборудования РЭБ ВВС из бюджета МО планируется выделить около 1,4 млрд долларов. Размер финансирования определен с учетом модернизации 16 самолетов В-52 и приобретения 12 комплектов оборудования РЭБ. Второй этап, предусматривающий доведение общей численности самолетов до 76 единиц и комплектов систем РЭБ до 36 единиц, будет финансироваться дополнительно.
Разработку станции РЭБ намечается проводить также не менее чем в два этапа. На первом должны быть созданы четыре станции, обеспечивающие минимальные возможности. Эти станции предполагается подвергнуть начальным оперативным оценкам в 2009-2010 годах на борту четырех самолетов. На втором этапе планируется провести работы, которые увеличивают их возможности (будут способны подавлять не выявленные заранее цели, а также использовать новые методы фокусирования луча). Системы следующего поколения, которые начнут выпускаться с 2012 года, должны обеспечивать быстрое подавление неожиданно возникающих целей (угроз), но при этом потребуется увеличить их мощность, для чего на самолетах будут установлены дополнительные генераторы.
Для повышения возможностей самолета В-52 по ведению радиоэлектронной разведки осуществляется программа SADI. Одной из задач программы является замена устаревших приемников системы вскрытия обстановки и предупреждения об угрозе AN/ALR-20. Предполагается повысить возможности по определению местоположения источников радиолокационных сигналов, увеличить объем запоминающих устройств и скорость обработки информации, а также обеспечить возможность оперативного перепрограммирования.
Решение задач РЭП в целях групповой защиты на период до 2012 года ВМС возлагается на специализированный самолет ЕА-6В «Проулер», оборудование РЭБ которого будет подвергаться поэтапной модернизации. Начиная с 2009 года все 120 самолетов ЕА-6В будут постепенно выводиться из эксплуатации и заменяться самолетами EA-18G «Гроулер», созданными на базе двухместного истребителя-штурмовика F/A-18F «Супер Хорнет» с сохранением его боевых возможностей.
Для продления срока службы самолета ЕА-6В до 2012 года в 1998-м с фирмой «Нортроп-Грумман» был заключен контракт на развитие программы ICАР III (Improved Capability III). Оборудование, разрабатываемое по этой программе, является седьмым поколением систем РЭБ самолета ЕА-6В. До 2004 года ВМС США выполняли работы по приведению более ранних модификаций - ЕА-6В Block 82 и Block 86 (программа модернизации ICАР II) - к общему стандарту Block 89A, который с 2004-го служит основой для реализации программы ЮАР III. Основными элементами радиоэлектронной аппаратуры самолета ЕА-6В Block 89A являются станции постановки помех несвязным и связным РЭС - соответственно AN/ALQ-99(V) и AN/USQ-113, система навигации GPS/INS и бортовой компьютер AN/AYK-14. Интеграция различных систем и средств в единую бортовую систему осуществляется на основе двунаправленной шины данных стандарта 1553.
Одним из основных РЭС в рамках программы ICАР III является цифровой приемник радиолокационных сигналов AN/ALQ-218, который устанавливается вместо старых -AN/ALR-42, входящих в состав станции помех несвязным РЭС контейнерного типа AN/ALQ-99(V) (на последних самолетах ЕА-6В используется AN/ALQ-99(V) J). Наряду с модифицированными станциями помех в рамках программы ICАР III самолет ЕА-6В оснащается новыми дисплеями отображения обстановки для трех операторов и процессором обработки данных.
В рамках программы ICАР III осуществляется также формирование архитектуры, обеспечивающей при использовании информационных систем TRAP, TADIX-B и TIBS интеграцию данных различных систем разведки в ходе совместного подавления систем ПВО противника. Кроме того, запланирована установка системы передачи данных «Линк-16» для обмена информацией с другими воздушными платформами.
Дальнейшие мероприятия по модернизации самолета ЕА-6В «Проулер» находятся в стадии уточнения. Ожидается, что оборудование, разрабатываемое по программе ICАР III, будет готово к эксплуатации в 2005 году. Стоимость одного комплекта составляет около 5,06 млн долларов, а всей программы -1,195 млрд.
ВМС, которые не планируют приобрести самолет «стелт» до 2012 года, уже получили одобрение на создание платформы РЭБ EA-18G «Гроулер». Фактически сборка первого самолета началась летом 2004 года. Намечается приобрести 90 единиц вместо снимаемых с вооружения 120 ЕА-6В, что связано с сокращением общей численности парка боевых самолетов ВМС. Первоначально будут созданы четыре машины для проведения испытаний и оценок. Затем на этапе мелкосерийного производства (начнется в 2006 году) планируется выпустить 12 самолетов (в 2009-м) и 18 (в 2010-м), а на этапе полномасштабного производства - 22 в 2011 году, 20 - в 2012-м и 14 в 2013-м. Стоимость одного самолета приблизительно 66 млн долларов (ЕА-6В - 59 млн). Предполагается на всю программу выделить 8,2 млрд долларов.
Самолет РЭБ EA-18G, как и ЕА-6В, будет оснащен оборудованием, разрабатываемым по программе ICАР III. Реализуемые методы получили наименование «выборочное подавление в соответствии с обстановкой», что, по оценкам американских специалистов, должно обеспечить больший эффект по сравнению с существующими системами РЭП. В настоящее время ЕА-6В ставит помехи в широком диапазоне частот, подавляя РЭС противника, попадающие в данный диапазон. В самолете EA-18G будет использоваться программное обеспечение, позволяющее оперативно фокусировать энергию подавляющих сигналов на конкретные диапазоны, используемые РЛС ракетных систем противника класса «земля-воздух».
Встроенные геолокационные системы, по мнению американских специалистов, позволят более эффективно обнаруживать РЭС противника и вырабатывать исходные данные для принятия мер противодействия. Точное определение местоположения этих систем должно обеспечить эффективность применения противорадио-локационных ракет AGM-88 HARM, входящих в состав боевого оснащения самолета. Ракеты AIM-120C AMRAAM средней дальности класса «воздух-воздух», предназначенные для индивидуальной защиты, могут устанавливаться на самолете EA-18G по мере необходимости.
Модификацию приемника радиолокационных сигналов AN/ALQ-218(V)2 для нового самолета намечается оснастить антеннами, размещенными в контейнерах на законцовках крыла. Диапазон частот до 20 ГГц. В новом приемнике будет использовано до 80 проц. программного обеспечения предыдущей модификации.
Несмотря на то что оборудование ICAP III послужит основой для самолета EA-18G Block I, не все БРЭО самолета ЕА-6В найдет применение на новой платформе. Вместо станции помех связным РЭС AN/USQ-113 фирма «Боинг» должна предложить другой вариант, но окончательное решение пока не принято.
Терминал многофункциональной системы распределения информации MIDS будет обеспечивать перенацеливание для проведения скоординированной атаки несколькими боевыми платформами (пилотируемыми и БЛА). Интеграция системы связи «Линк-16» и многофункциональной системы распределения информации MIDS с перспективным многоцелевым тактическим терминалом MATT спутниковой связи призвана обеспечить высокую степень ситуационной осведомленности.
Самолет РЭБ ЕА-18G будет оснащен РЛС с АФАР AN/APG-79(V), функционирующей в диапазоне 8-12 ГГц. Она способна формировать в заданном направлении узконаправленный луч, что обеспечивает низкую вероятность перехвата. При этом излучения по боковым лепесткам диаграммы направленности антенны минимальны.
Ожидается, что самолет EA-18G будет готов к вводу в эксплуатацию в 2009 году
МП США рассматривает в качестве замены ЕА-6В самолет ЕА-35В. Как сообщают официальные лица МП, на текущий момент еще ничего нельзя сказать о сроках ввода в строй нового самолета. Принятие решения по этому вопросу ожидается в 2006 году. Как считают разработчики, новый самолет может быть принят на вооружение приблизительно в 2015 году, если будет соответствующее решение о продолжении программы. Если программа по созданию самолета РЭБ ЕА-35В на базе истребителя F-35B будет свернута, то EA-18G придется использовать также и в интересах МП.
Решение задачи РЭП с помощью БЛА направлено практически только против РЛС противника. Для этого планируется использовать два вида средств.
Первым средством являются ЛЦ типа MALD. Это небольшая ракета, отображение которой на экране РЛС аналогично отметке атакующего самолета, что позволяет отвлечь РЛС на сопровождение ЛЦ и дополнительно вскрыть ее точное местоположение и рабочие параметры.
Можно выделить три основные задачи, возлагаемые на ЛЦ MALD в интересах подавления ПВО противника:
- физическое уничтожение цели - использование в качестве противорадиолокационных ракет;
- ложная атака - задействование некоторого количества ЛЦ MALD для имитации атаки с целью отвлечь системы и средства ПВО от реальных самолетов, атакующих с другого направления;
- забивание приемных трактов средств обнаружения ПВО ложными целями - задача, похожая на ложную атаку и имеющая целью временно парализовать эффективную работу систем и средств ПВО.
В настоящее время проводятся работы по модернизации ЛЦ MALD и расширению области их применения. Изучаются вопросы, связанные с их использованием в качестве недорогих средств защиты от крылатых ракет, обнаружения химических/ биологических агентов, мониторинга, РЭП, доставки акустических и сейсмических датчиков в заданный район, а также имитации шумов подводной лодки.
Для решения задачи радиоэлектронного подавления систем и средств ПВО создается ложная цель MALD-J. Ее длина 2,92 м, размах крыла 1,52 м, масса 91 кг, скорость 279 м/с, полетное время 45-60 мин. В состав ЛЦ входит миниатюрная станция помех, генерирующая сигналы подавления РЛС противника и затрудняющая захват и сопровождение атакующих самолетов. В настоящее время она находится еще на ранних стадиях разработки и до конца не даны ответы на ряд вопросов: должна ли при создании ЛЦ MALD-J использоваться технология «стелт», каков будет диапазон рабочих частот и есть ли необходимость установки на ней боевой части для физического уничтожения РЛС противника.
Планируемый бюджет ВВС до 2012 года на создание ЛЦ MALD-J составляет 660 млн долларов. Первое испытание намечено на 2005 год. Предусматривается завершить все работы в 2009-2010 годах, а в 2010-2012-м они могут поступить на вооружение. Руководство ВВС предполагает к концу 2013 года получить около 2 тыс. ложных целей MALD и MALD-J.
Другим видом средств, предназначенных для подавления или уничтожения РЛС противника, являются боевые БЛА. Обсуждение вопросов об их разработке в ВС США было начато во второй половине 1990-х годов. Предложение об использовании боевого БЛА Х-45 в качестве платформы РЭБ возникло во время ведения США боевых действий в Афганистане. Такие аппараты могут нести как станцию постановки помех, так и боевую часть для физического уничтожения цели, включая ЛЦ MALD и MALD-J.
Для разрешения разногласий, возникших в отношении требований к новым БЛА, между ВВС и ВМС, которые работали отдельно, но во взаимодействии с управлением перспективных исследований и разработок МО США (DARPA), программы этих двух ведомств в октябре 2003 года были объединены. В период с 2004 по 2006 год они самостоятельно проводят конкурсные работы, результаты которых будут учтены при принятии решения о дальнейшем направлении НИОКР в рамках этих проектов. Над проектом ВВС работает фирма «Боинг», над проектом ВМС - «Нортроп-Грумман». Общее руководство объединенной программой, получившей обозначение J-UCAS, осуществляет DARPA. В 2004-2009 годах на нее планируется затратить около 4,2 млрд долларов.
В рамках программы J-UCAS боевые БЛА призваны решать следующие задачи:
- наносить высокоточные удары по объектам противника и подавлять/уничтожать системы и средства ПВО;
- проводить первоначальную разведку в оперативной глубине;
- формировать целеуказания для пилотируемых летательных аппаратов и высокоточного оружия;
- осуществлять электронную атаку.
Объединенная программа направлена на подтверждение реализуемости и эффективности сетевой организации беспилотных платформ, обладающих высокими характеристиками и в достаточной степени обеспечивающими решение задач подавления/уничтожения систем ПВО, ведения разведки и нанесения точечных ударов по объектам противника. Требуется разработать БЛА с дальностью автономного полета не менее 2 400 км или же около 1 850 км с нахождением в заданном районе в течение 2 ч. При этом масса полезного груза должна составлять до 2 000 кг.
Планы приобретения еще детально не разработаны. В 2007 году фирмы «Боинг» и «Нортроп-Грумман» планируют начать оценочные испытания прототипов своих БЛА. Приблизительно в 2010 году управление DARPA, руководство ВВС и ВМС должны определиться с дальнейшим порядком работы: принятие обоих проектов, принятие одного проекта или продолжение развития собственных проектов.
В октябре 2004 года фирма «Боинг» получила пятилетний контракт на создание трех боевых БЛА Х-45С и двух наземных станций управления COS (Common Operating System), которые являются ядром программы J-UCAS. Станция COS должна обеспечивать управление как БЛА Х-45С, так и Х-47В (проект ВМС). На 2006 год запланированы утверждение и первый испытательный полет БЛА Х-45С, а на 2007-й - начало оценочных испытаний. Их результаты будут положены в основу разработки и утверждения требований программы J-UCAS. В начале 2007 года должен быть совершен также испытательный полет боевого БЛА X-45CN (вариант Х-45С, отвечающий потребностям ВМС). Первоначально оборудование РЭБ может включать приемник системы предупреждения о радиолокационном облучении, станцию постановки помех и РЛС с АФАР, работающую в диапазоне 8-12 ГГц. В планах оснащения боевых БЛА ВВС намереваются также оставить энергетическое оружие направленного действия (микроволновое).
В августе 2004 года DARPA заключило с фирмой «Нортроп-Грумман» контракт стоимостью 1,04 млрд долларов на продолжение работ по созданию боевого БЛА Х-47В по технологии «стелт» для ВМС в рамках пятилетней фазы оценки объединенной программы. Эта компания должна собрать и провести летные испытания трех демонстрационных образцов данных аппаратов (двух - для ВМС и одного - для ВВС) совместно со станцией управления MCS (Mission Control Station) и другими системами обеспечения. Намечается изготовить три станции управления. Полетные испытания БЛА Х-47В запланированы на начало 2007 года.
Но в 2004 году сенат США сократил объем финансирования программы J-UCAS на 2005-й с 710,4 млн долларов, как было затребовано МО на проведение исследований, разработку, испытания и оценку, до 364 млн. Согласно заявлению официальных представителей министерства обороны США, это решение может повлечь за собой 18-месячную задержку в планах по выполнению оперативных оценок боевых БЛА, намеченных на 2007 год. Во время испытаний должны быть задействованы физические имитаторы пилотируемых самолетов, проведена оценка использования боевых БЛА с борта авианосца, рассмотрены вопросы, связанные с дозаправкой в воздухе, развертыванием на театре военных действий и созданием семейства боевых БЛА, имеющих различное оснащение в соответствии с решаемыми задачами. Полномасштабное развертывание этих боевых аппаратов возможно в период с 2015 по 2020 год.
Таким образом, результаты анализа работ, проводимых в настоящее время в ВС США в рамках формирования новой межвидовой структуры платформ РЭБ воздушного базирования, позволяют сделать следующие выводы. Все перспективные системы и средства будут представлять собой не отдельные разрозненные элементы, а целый взаимосвязанный комплекс, в котором объем решаемых задач будет распределяться между платформами по принципу достижения максимальной эффективности в соответствии с текущей обстановкой. При этом наблюдается расширение перечня задач - от традиционного подавления систем управления оружием, управления войсками и связи противника до подавления его систем навигации, сотовой связи и других, функционирующих в электромагнитном спектре. Расширяется номенклатура используемых платформ, включающая пилотируемые летательные аппараты - от модифицированного стратегического бомбардировщика до истребителей тактической авиации и БЛА, выполненные по технологии «стелт» и способные нести полезную нагрузку, состав которой варьируется от средств физического уничтожения цели до средств радиоэлектронного подавления. При этом делается акцент не на создание новых пилотируемых платформ, а на модификацию существующих с максимально возможным сохранением их первоначальных тактико-технических характеристик и вооружения. Завершения первого этапа формирования новой структуры платформ РЭБ воздушного базирования ВС США следует ожидать в 2009-2010 год
 
Смотрите также
Категория: НИОКР | Добавил: pentagonus (26.10.2005) | Автор: Капитан 2 ранга В. Евграфов
Просмотров: 7975 | Теги: В. Евграфов, РЭБ, НИОКР ВВС | Рейтинг: 3.0/3
Всего комментариев: 0
avatar