search
menu
person

NEWS AND UDATES


F-15E - последний из "Орлов" ч2
HTML clipboard

F-15E - последний из "Орлов" ч2 (ч1)

Владимир Ильин

Конструкция самолета F-15E

Многофункциональный истребитель F-15E по конфигурации практически идентичен двухместным самолетам F-15B и F-15D. Однако он отличается от них существенно переработанной конструкцией, что связано с увеличением взлетной массы. По сравнению с F-15D планер, заново перепроектированный на 60%, значительно усилен. Его ресурс увеличен до 16000 часов.

Ряд элементов хвостовой части фюзеляжа и створки основных стоек шасси выполнены из титанового сплава с применением сверхпластического формования и диффузионной сварки. Это позволило несколько увеличить объем двигательного отсека (при сохранении внешних обводов самолета) и обеспечить его совместимость как с "родными" двигателями F100 фирмы Пратт-Уитни, так и с более мощными и крупногабаритными F110 Дженерал Электрик.

Благодаря использованию передовой технологии, число деталей планера из титановых сплавов было уменьшено с 755 до менее чем 50. Оказалось возможным отказаться от использования около 10000 заклепок, что обеспечило экономию 73 кг массы планера. Кабина двухместная с лобовым стеклом повышенной птицестойкости.

Подверглось существенному усилению шасси самолета. Применены тормоза с углеродными дисками.

Силовая установка первых 134 самолетов состоит из двух двигателей Пратт-Уитни F100-PW-220 (2x10650 кгс), аналогичных используемым на прицельного модуля выводится на один из кабинных экранов. После опознавания летчиком цели (при широком поле зрения) система переключается на узкое поле зрения, выполняется захват цели и начинается ее автоматическое корреляционное сопровождение и выбор оружия. При использовании УР "Мейврик" с тепловизионным или телевизионным наведением, головки самонаведения ракет, находящихся на внешней подвеске, автоматически ориентируются и запираются на цель, после чего выполняется пуск без участия летчика. При использовании КАБ с лазерным наведением система выполняет автоматическую подсветку цели, в случае применения обычных свободнопадающих бомб лазерный дальномер обеспечивает повышенную точность бомбометания.

При создании системы FLIR предусматривалась возможность автоматического сопровождения в ИК канале до шести наземных неподвижных целей, однако в серийном комлексе LANTIRN этого достичь не удалось и существующий образец комплекса способен автоматически сопровождать лишь одну цель. В настоящее время ведутся работы по дальнейшему совершенствованию системы. В частности, ее предполагается оснастить более мощным лазером, обеспечивающим подсветку наземной цели при полете на высоте до 13 км (мощность существующего лазера ограничивают высоты применения КАБ величиной 4-5 км).

Бортовые средства радиоэлектронной борьбы объединены в комплекс, включающий станцию предупреждения о радиолокационном облучении AN/ALR-56C, передатчик активных шумовых и имитирующих помех AN/ALQ-135, а также разбрасыватель радиолокационных отражателей и ИК ловушек.

Первоначально самолет F-15E планировалось оснастить терминалом единой системы распределения тактической информации JTIDS класса 2 (терминалы JTIDS класса 1 устанавливались на самолетах ДРЛО Е-3). Новое оборудование должно было значительно расширить боевые возможности машины. Экипаж истребителя, снабженного терминалом JTIDS, должен был получать на кабинном цветном экранном индикаторе информацию о трассах воздушных целей и угрозах со стороны наземных средств ПВО противника, а также сведения о государственной принадлежности целей, передаваемые с борта самолета ДРЛО. Кроме того, на экран должны были выводиться данные о наличии вооружения и топлива на борту других взаимодействующих истребителей, оснащенных системой JTIDS, что облегчало организацию групповых действий. Летчики могли в короткий промежуток времени, с высокой степенью защищенности от помех и прослушивания противником, получить целеуказание и санкцию высшего командования на нанесение удара.

Летные испытания первого самолета F-15C с терминалом JTIDS класса 2 начались в июне 1985 года (фирмами Керфотт и Коллинз для ВВС была выпущена опытная партия - 31 комплект аппаратуры). Однако в 1994 году оборудование JTIDS, установленное на 12 истребителях F-15C, все еще проходило войсковые испытания в 390-й эскадрилье, входящей в состав 366-го "экспериментального" смешанного авиакрыла. Скорее всего, эти самолеты до настоящего времени являются единственными "Иглами" с терминалами JTIDS класса 2. Во всяком случае, информация о массовом оснащении этой аппаратурой истребителей F-15E и F-l 5С отсутствует, а весной 1995 года на самолете - летающей лаборатории ВВС США F-15D началась отработка более легкого и простого варианта системы, что может косвенно свидетельствовать о неудовлетворительных итогах испытаний 1994 года.

После палубного истребителя Мак-доннелл-Дуглас F/A-18, F-15E стал вторым американским боевым самолетом, имеющим, как говорят в США, "стеклянную кабину", т.е. приборное оборудование, основным информационным элементом которого являются многофункциональные дисплеи.

Система отображения информации в передней кабине включает широкоугольный индикатор на лобовом стекле (ИЛС) Кайзер IR-2394/A и три многофункциональных индикатора на электронно-лучевых трубках (один цветной размером 127x127 мм и два монохромных форматом 152x152 мм). На ИЛС может выводиться "картинка", поступающая от тепловизионных датчиков системы LANTIRN.

В кабине оператора установлено четыре индикатора на ЭЛТ (два цветных, с размером экрана 127x127 мм, и два монохромных форматом 152x152 мм), на которых отображаются обработанная информация БРЛС, прошедшая цифровую обработку и видеоизображение, поступающее от ИК датчиков системы LANTIRN. Кроме того, на один из индикаторов посредством специальной проекционной системы Бендикс/ Кинг RP-341/A с микропленочного носителя информации может выводиться подвижная карта местности. В 1996 году планировалось начать замену этой системы цифровой картой фирмы Хонеуэлл.

Вооружение самолета F-15E включает встроенную пушку М61А1 (20 мм, 512 снарядов на самолетах ранних выпусков и 450 - на более поздних). Боевая нагрузка размещается на двух подкрыльных, центральном подфюзеляжном и четырех конформных фюзеляжных узлах внешней подвески. При установке конформных топливных баков, часть вооружения может располагаться на четырех "тангенциальных" (угловых) узлах у нижних боковых кромок конформных топливных баков.

Управляемое ракетное оружие класса "воздух-воздух" представлено УР AIM-9 "Сайдуиндер", AIM-7 "Спэрроу" и AIM-120 AMRAAM (ракеты AIM-7 и AIM-120 могут размещаться как на под фюзеляжных АКУ, так и на "тангенциальных" узлах подвески под конформными ПТБ). В комплект вооружения может входить до четырех ракет AIM-7 и AIM-9 или до восьми AIM-120. Для действий по наземным целям самолет может нести УР Хьюз AGM-65 "Мейврик" (до шести под крылом). Самолет может нести противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM (до четырех под крылом), широкий спектр управляемых (в частности, GBU-15) и неуправляемых бомб.

Как и F-111, самолет F-15E является носителем тактического ядерного оружия. Он может брать на борт до двух бомб В-57 и В-61 (в том числе и новейшие боеприпасы В61 Mod 11, принятые на вооружение ВВС США в конце 1996 года и обладающие способностью поражать современные заглубленные сильнозащищенные цели - стратегические командные пункты, укрытия т.п.).

Оружие класса "воздух-воздух", как и на самолете F-15C, включает УР AIM-9 "Сайдуиндер", AIM-7 "Спэрроу" и AIM-120 AMRAAM.
Боевое применив F-15E

Многофункциональные истребители F-15E впервые были использованы в боевых действиях в районе Персидского залива зимой 1991 года. На начальном этапе "Бури в пустыне" основными целями этих самолетов были наиболее важные объекты в глубине территории противника - командные пункты, центры ПВО, крупные склады, аэродромы, узлы коммуникаций и т.п. В дальнейшем, когда Саддам Хуссейн стал методично бомбардировать объекты на территории Саудовской Аравии и Израиля баллистическими ракетами Р-17 советского производства, известными на Западе как "Скад", а также их более дальнобойными и менее точными иракскими модификациями, а ЗРК ПВО "Пэтриот" показали почти полную импотенцию в борьбе с этими целями, истребители F-15E были широко задействованы для борьбы с мобильными пусковыми установками ракет. Самолеты применялись, в основном, в ночное время, с использованием системы LANTIRN. При этом команды наведения поступали на борт истребителя с самолета радиолокационного наблюдения Е-8 J-STARS. Часть многофункциональных истребителей еще не имела полного комплекта LANTIRN, отсутствовал контейнер с прицельным блоком и лазерным дальномером-целеуказателем. Недоведенность системы потребовала, в качестве временной меры, оснащения части самолетов контейнерами с оптоэлектронной системой AN/AVQ-26 "Пейв Тэк", демонтированным с устаревших самолетов F-4E.

Относительно слабая подготовленность экипажей (летчики и штурманы-операторы только приступили к освоению LANTIRN) привела к снижению эффективности использования самолетов F-15E в ночных условиях. Так, в течение первых 10 дней боев американцам так и не удалось уничтожить ни одного "Скада". В дальнейшем они изменили тактику, отказавшись от поиска самих пусковых установок и сосредоточив усилия на минировании "внаброс" дорог, по которым перемещались неуловимые ракеты. Это принесло некоторый успех и несколько "ракетовозов" подорвалось на малогабаритных минах, после чего, лишенные подвижности, были добиты ударными самолетами.

Однако несмотря на некоторые неудачи, по мнению американского командования, многофункциональные истребители F-15E оправдали возлагавшиеся на них надежды. Самолеты этого типа выполнили в общей сложности 2142 боевых вылета. Естественно, не обошлось без потерь от ПВО Ирака. Первоначально пресс-служба союзников объявила об одном сбитом самолете этого типа. В дальнейшем начали писать уже о двух уничтоженных самолетах. Наконец, в справочнике Jane's all World's Aircraft 1996-97 сообщается о потере трех истребителей F-15E (возможно, это еще не последнее слово: американцы весьма неохотно признают свои неудачи, скрывая их весьма умело и изобретательно) .

Уже после окончания "Бури в пустыне" самолеты F-15E ВВС США имели несколько боевых столкновений с иракскими истребителями-перехватчиками МиГ-25П, закончившихся для обоих сторон без результатов.

 

 

ТТХ F-15E
Размах крыла 13,05 м
Длина самолета 19,43 м
Высота 5,63 м
Размах стабилизатора 8,61 м
Колея шасси 2,75 м
База шасси 5,42 м
Площадь крыла 56,49 м2
Максимальная взлётная масса 36741 кг
Масса пустого (без вооружения, боекомплекта и пилонов внешней подвески) 14515 кг
Масса снаряженного 28440 кг
Максимальная посадочная масса:  
без ограничений  на параметры посадки 20094 кг
при ограниченной вертикальной скорости 36741 кг
Масса топлива JP-4 во внутренних баках 5952 кг
масса топлива JP-4 в двух КТБ 4265 кг
масса топлива в трёх ПТБ 5396 кг
Общая максимальная масса топлива 15613 кг
Максимальная боевая нагрузка:  
предельная (расчетная) боевая нагрузка 11100 кг
Максимальное число М полета:  
без комформных топливных баков 2,5
с комформными топливными баками 1,8
Максимальный боевой радиус действия с КТБ:  
с ПТБ, при полете по смешанному профилю 1270 км
без ПТБ на предельно малой высоте 600 км
с ПТБ на предельно малой высоте 800 км
перегоночная дальность 4445 км

Авиация и космонавтика  В24 С.28-39

Смотрите также
Категория: Вооружение | Добавил: pentagonus (23.10.2009) | Автор: Владимир Ильин
Просмотров: 13760 | Теги: F-15E, F-15 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar