search
menu
person

NEWS AND UDATES


США: господство на мировом рынке оружия.

США: господство на мировом рынке оружия.

С. Иванов

Внешняя торговля вооружением занимает видное место в арсенале средств, с помощью которых американский империализм осуществляет курс на достижение "полного и неоспоримого" превосходства США над Советским Союзом, на захват мирового господства. Продажи и поставки оружия и боевой техники активно используются Соединенными Штатами для поддержки реакционных проамериканских режимов, получения права пользоваться военными базами на чужих территориях, размещения там вооруженных сил США, для решения других военно-политических задач. Сбыт вооружения за границу служит также важным инструментом укрепления военно-экономической мощи Соединенных Штатов. За счет иностранных покупателей американского оружия США более чем на одну треть расширяют действующую производственную базу военной промышленности, формируют и сохраняют необходимый для этой отрасли контингент квалифицированной рабочей силы, повышают мобилизационную готовность экономики, снижают издержки производства вооружения, сокращают дефицит торгового баланса, пытаются лечить хронические болезни своей валютно-финансовой системы, являющиеся главным образом результатом безудержной эскалации военных расходов. Для американских военно-промышленных монополий внешняя торговля вооружением - источник огромных прибылей. Все это обусловливает экспансию США на мировом рынке оружия, их стремление к расширению масштабов и географии своего военного экспорта.
Однако в последние годы осуществлять эту экспансию становится все труднее из-за растущей конкуренции со стороны других экспортеров вооружения. Некоторые капиталистические страны весьма интенсивно наращивают военные поставки за границу, выступая серьезными соперниками Соединенных Штатов на всемирной "ярмарке смерти".
Так, Франция, которая в начале 70-х годов вышла на второе место в капиталистическом мире среди торговцев оружием, увеличила с тех пор военные поставки в 6 раз. В 1981 году их объем составил 25 млрд. франков, или около 5 млрд. долларов (для сравнения, США в начале 80-х годов поставляли оружие и военную технику ежегодно в среднем на 9 млрд. долларов)*
Роль одного из ведущих в мире поставщиков "человекоубойных материалов" прочно закрепила за собой Великобритания. В последнее время экспорт английского вооружения находится на уровне 2 млрд. фунтов стерлингов в год (примерно 3 млрд. долларов), что почти в 8 раз больше, чем десять лет назад.
Значительно увеличила торговлю оружием и ФРГ. По сообщениям американской печати, в 1980 году западногерманский экспорт военной продукции достиг суммы 1,3 млрд. долларов, увеличившись по сравнению с 1971-м по меньшей мере в 10 раз. Правительство ФРГ тщательно скрывает информацию о поставках вооружения за границу, однако многие иностранные специалисты полагают, что к настоящему времени, особенно после "либерализации" в апреле 1982 года правил, регулирующих внешнюю торговлю оружием, масштабы этих поставок возросли еще больше.
В зарубежный военный бизнес активно включились Италия, Израиль, Бразилия и другие государства. В 1980 году уже 16 капиталистических стран, не считая США, экспортировали оружие и военную технику на сумму более 50 млн. долларов каждая, тогда как в 1970-м - лишь четыре.
Американские экспортеры вооружения сталкиваются с жесткой конкуренцией во всех районах мира. Даже там, где они раньше занимали практически монопольное положение (например, в Латинской Америке), весьма настойчиво действуют другие поставщики, стремящиеся потеснить их на рынке сбыта.
Конкуренты США успешно выступают на мировом рынке вооружения с продукцией, которая, как правило, является основной и для американского военного экспорта. Так, Франция поставляет на него в больших количествах самолеты и вертолеты, ракеты многих классов, танки, бронетранспортеры, артиллерийские орудия, боевые катера, Великобритания - вертолеты, артиллерийские орудия, радиоэлектронное оборудование, ФРГ - танки, противотанковые управляемые ракеты, дизельные подводные лодки, фрегаты, боевые катера, Италия - самолеты, зенитные и противокорабельные ракеты, артиллерийско-стрелковое вооружение, фрегаты, Израиль - самолеты, ракеты класса "воздух - воздух" и противокорабельные, стрелковое вооружение, электронные устройства, Бразилия - самолеты и бронетранспортеры.
Такое резкое усиление конкуренции отражает прежде всего необычайный рост экономического значения вывоза оружия и боевой техники за границу для ряда капиталистических стран, пытающихся в условиях резкого увеличения затрат на разработку и производство современного вооружения и относительной узости национальных военных рынков обеспечить "нормальное" (то есть прибыльное) функционирование своих военно-промышленных предприятий. Характерен в этом отношении пример Франции, которая экспортирует 50 - 60 проц. всей продукции военной промышленности и считает, что снижение данного показателя было бы чревато для этой отрасли серьезными последствиями.
Экономическая заинтересованность в вывозе вооружения в значительной мере подкрепляется политической. Подобно Соединенным Штатам многие капиталистические государства рассматривают военно-торговую деятельность как важный инструмент внешней политики.
В обстановке возросшей зависимости от мирового военного рынка и заинтересованности в торговле вооружением конкуренты США стремятся шире использовать рычаги государственной власти для продвижения своей продукции за пределы национальных границ. Фирмы пытаются переложить на государство расходы и риск, связанные с финансированием военно-экспортных операций. В ряде стран созданы специальные государственные органы, призванные оказывать военно-промышленным монополиям прямую помощь в экспорте вооружения (например, во Франции - управление международных дел в комиссии по вопросам вооружения министерства национальной обороны, в Великобритании - организация военных продаж, также входящая в состав МО). Дорогу военной продукции на внешний рынок "мостят" послы, министры и даже главы правительств этих стран.
Для оказания противодействия американским военно-промышленным монополиям налаживается механизм межгосударственной кооперации в области производства и сбыта вооружения. Именно эту цель в качестве одной из главных преследовало, к примеру, создание в 1976 году так называемой Независимой европейской группы программирования, куда вошли и основные соперники США на международном военном рынке - Франция, Великобритания, ФРГ, Италия **.
С помощью правительств в конкурентной борьбе с США объединяют свои силы и отдельные компании. Только в Западной Европе в настоящее время действует около 20 крупных межфирменных объединений по производству и сбыту оружия и военной техники, многие из которых выпускают продукцию, успешно соперничающую с американской.
Все эти процессы и явления придают особую остроту конкуренции в области торговли вооружением, превращая ее в своего рода "оружейную войну", подобную "стальной", "автомобильной" и другим "торговым войнам", которые охватили в последние годы мировое капиталистическое хозяйство.
В этих условиях США применяют все дозволенные и недозволенные средства для укрепления своих позиций на мировом рынке оружия. Расширяется использование традиционных внеэкономических методов давления на иностранные государства с целью навязывания им своей продукции. Часто вашингтонская администрация оказывает на них прямой и притом сильнейший политический нажим. Как указывает зарубежная печать, во многом лишь благодаря такому нажиму со стороны Белого дома Соединенным Штатам удалось в ожесточенной схватке с западноевропейскими конкурентами заполучить недавно заказ на поставку Испании 72 истребителей F-18. США используют свое главенствующее положение в НАТО и других агрессивных блоках для принятия в их рамках решений по вопросам военного строительства, выгодных прежде всего американским торговцам оружием. Так, они упорно навязывают своим партнерам пресловутый "план Роджерса", который требует от последних еще больше раскошелиться на закупку современного вооружения "с исключительно высокими тактико-техническими характеристиками", то есть таких систем, в производстве которых США опережают своих соперников.
Стремясь увеличить сбыт за границей оружия и военной техники с клеймом "Сделано в США", Вашингтон нарочито стимулирует своими военными поставками гонку вооружений в том или ином районе планеты. Ярким примером являются продажи в 1982 финансовом году Пакистану и Венесуэле тактических истребителей F-16 (соответственно 40 и 24 самолета). По мнению многих иностранных военных специалистов, эти сделки, помимо всего прочего, призваны служить катализаторами спроса на американское вооружение у государств, соседствующих с названными странами.
Предпринимаются также шаги с тем, чтобы разделить "сферы влияния" капиталистических экспортеров оружия и военной техники. Эту цель, в частности, преследовали состоявшиеся в начале текущего года в Вашингтоне встречи представителей Пентагона и крупных военно-промышленных концернов США с заместителем министра обороны Великобритании Дж. Пэтти, ведающим закупками вооружения (в состав подчиняющегося ему главного управления закупок входит упомянутая выше организация военных продаж).
Вместе с тем, проталкивая свое вооружение на внешний рынок, США делают особый упор на использование достижений военно-технического прогресса, методы финансового и экономического стимулирования военных продаж, их организационное поощрение.
Большое значение придается качеству вооружения. США поставляют за границу - как развитым, так и развивающимся странам - главным образом современное оружие и военную технику.*** При этом, однако, учитывается, что личный состав вооруженных сил ряда стран, в основном "третьего мира", не может в достаточной мере освоить новейшее вооружение из-за его сложности. Поэтому для них производятся специальные экспортные образцы, более простые в эксплуатации и обслуживании. Например, фирма "Нортроп" выпустила специально на экспорт около 1000 истребителей F-5A (включая разведывательные самолеты RF-5A) и F-5B. Они были поставлены почти 20 странам. Сейчас на базе истребителя F-5E фирма создала более совершенную модель - F-20 "Тайгершарк", которую также предполагается сбывать преимущественно за рубежом.****
Немалое внимание уделяется предоставлению услуг покупателям, особенно строительству объектов военной инфраструктуры и обслуживанию поставляемого вооружения. Считается, что в конкурентной борьбе на мировом рынке они играют не меньшую роль, чем тактико-технические данные и другие главные факторы конкурентоспособности вооружения. Такая оценка роли услуг, по мнению зарубежных экспертов, в значительной мере обусловила быстрый, даже опережающий по сравнению с поставками собственно оружия и боевой техники, рост их объема. В 1981 финансовом году министерство обороны предоставило импортерам американского вооружения различных услуг на 3 млрд. долларов, что в 15 раз больше по сравнению с 1972-м (поставки оружия и военной техники за это время увеличились в 7 раз).
Довольно широкое применение находит и такое традиционное орудие конкурентной борьбы, как цена. Причем нередко используются методы, основанные на дифференциации цен в зависимости от платежеспособности покупателя, его заинтересованности в предлагаемом оружии и т. д. Так, несколько лет назад УР "Мейверик" класса "воздух - земля" были проданы Саудовской Аравии по цене 47 тыс. долларов за ракету, а Швеции - всего по 21,7 тыс. Тот факт, что США предложили более низкую по сравнению г конкурентами цену, сыграл далеко не последнюю роль при заключении в 1975 году "сделки века" - контракта на поставку ВВС четырех стран - членов НАТО (Бельгии, Нидерландов, Дании и Норвегии) 348 истребителей F-16. Его осуществление сейчас идет полным ходом, но вместе с тем, добившись своего, США подняли первоначальную цену, так что покупателям самолеты обходятся гораздо дороже, чем предполагалось.
Действуют мощные финансовые рычаги стимулирования экспортных военных поставок. В широких масштабах используется авансирование производства вооружения на экспорт. Авансы обычно предоставляются поэтапно на покрытие расходов по определенным стадиям работ, выполняемых в соответствии с контрактом. Ими разрешается возмещать около 100 проц. всех издержек, связанных с выпуском оружия и военной техники для других стран. Таким образом, с поставщиков снимается всякая забота о поиске необходимых средств.
Эта, как принято говорить, система кредитования экспортеров функционирует за счет покупателей. Их вынуждают регулярно и заранее (то есть до получения заказанного вооружения) вносить авансы в так называемый трастовый (доверительный, от английского trust - доверие) фонд, из которого и оплачиваются расходы фирм-поставщиков. Ежегодно туда поступают из-за границы авансовые платежи на многие миллиарды долларов.
Кредитуют также и самих импортеров. Правительство США ежегодно предоставляет им кредиты в среднем на 3 млрд. долларов (в 1982 финансовом году сумма соглашений о кредитах составила около 4 млрд. долларов) главным образом через Федеральный кредитный банк (ФКБ) и министерство обороны. На ФКБ приходится свыше 80 проц. предоставляемых кредитов. Банк аккумулирует средства из различных внебюджетных источников и выдает их странам-импортерам под гарантию министерства обороны. Кредитные ресурсы, находящиеся в распоряжении Пентагона, создаются за счет бюджетных ассигнований и используются в основном для предоставления так называемых "прощенных" кредитов, от погашения которых получатели (Израиль, Египет, Судан) освобождаются. Доля финансируемого таким образом коммерческого военного экспорта США в целом сравнительно невелика - около 20 проц. Однако для ряда стран, наиболее важных для Соединенных Штатов в политическом или ином отношении, либо таких, где создается угроза американским позициям на местном военном рынке, этот показатель намного превышает средний уровень и может достигать 100 проц. Кредиты предоставляются им на льготных условиях - по пониженной процентной ставке и с большим, чем обычно, сроком погашения. Чтобы обеспечить интересы ФКБ в случае так называемого экономического и политического риска (то есть риска отказа заемщика от платежей вследствие различных экономических и политических причин) в США широко применяется государственное страхование выдаваемых банком кредитов. Его осуществляет министерство обороны за счет находящегося в его распоряжении гарантийного резервного фонда размером около 1 млрд. долларов, который используется главным образом для обеспечения поставок в развивающиеся страны. Стимулируя эти поставки, страхование выступает важным инструментом проведения неоколониалистской политики американского империализма, орудием экспансии США на военные рынки указанных стран в условиях проходящих в "третьем мире" крупных социальных преобразований, войн и конфликтов.
Для увеличения сбыта за границей своего вооружения Соединенные Штаты прибегают и к такому средству, как сдача его в аренду. Передаются в основном корабли, самолеты, вертолеты и электронное оборудование, то есть более сложная и дорогая техника. Договоры заключаются на различные сроки - от десяти дней до десяти лет. Наиболее распространенной формой аренды является краткосрочная - на год и менее. На такой срок оружие и военная техника передаются чаще всего с целью их испытания и оценки будущим покупателем. Время действия значительной части договоров на аренду составляет пять лет. Нередко по мере освоения полученного вооружения арендаторы так "привыкают" к нему, что после окончания срока договора закупают арендованные образцы. Таким образом, аренда часто выступает по сути как своеобразный вид кредитования импортеров.
В последние годы все большее значение в качестве орудия поощрения экспорта вооружения приобретает экономическая помощь США другим странам. Предоставляемые в счет ее средства - займы на льготных условиях, субсидии и дары - формально направляются на цели, далекие от стимулирования военно-торговой экспансии, а на деле часто используются для создания условий, способствующих расходованию странами-получателями собственных ресурсов на закупку оружия и военной техники в Соединенных Штатах. Особенно активная роль в этом отводится так называемой помощи "в целях поддержания безопасности", предоставляемой по линии управления международного развития (до октября 1978 года - в рамках программы с аналогичным названием, замененным затем из политических соображений более нейтральным - "фонд экономической поддержки"). Общий объем такой помощи составляет 2 - 3 млрд. долларов в год. Весьма характерно, что основные ее получатели - Израиль, Египет, Турция и многие другие - традиционно входят также в число крупнейших покупателей американского оружия и военной техники.
Одним из активно используемых средств расширения поставок вооружения является привлечение к его производству стран-импортеров. Соединенные Штаты учитывают стремление ряда государств к созданию и укреплению собственной военно-промышленной базы. Не остаются без внимания и попытки правящих кругов некоторых стран решать возникающие экономические и социальные проблемы (загрузки производственных мощностей, занятости и т. д.) путем милитаризации национальной экономики. Именно в связи с этим военно-промышленная кооперация с покупателями рассматривается в США как важный фактор конкурентоспособности американского вооружения и даже как необходимость, диктуемая условиями современного мирового рынка оружия. В последние годы Соединенные Штаты заключили ряд крупных кооперационных соглашений, в том числе о производстве истребителей F-16 (с Бельгией, Нидерландами, Данией и Норвегией), штурмовиков AV-8B (с Великобританией), реактивных систем залпового огня MLRS (с Великобританией, ФРГ, Францией и Италией) и т. д. Как отмечает зарубежная печать, эти соглашения, многие из которых являются компенсацией импортерам за покупки американского вооружения, существенно стимулировали его сбыт.
Странам-покупателям импорт оружия и боевой техники из США возмещается не только предоставлением возможности участвовать в производстве заказываемых образцов, но и приобретением у них разнообразной военной и гражданской продукции, а также многими другими способами (вплоть до инвестиций в их экономику). Заключаемые с ними "компенсационные" ("оффсетные") соглашения могут предусматривать возмещение весьма значительной части экспортных контрактов. К примеру, при заключении сделок с Австралией и Испанией на поставку самолетов F-18 этим странам был предложен "оффсет" размером соответственно около 40 и 70 проц. стоимости контрактов.
Важным орудием борьбы за рынок служат лицензионные соглашения. Во второй половине 70-х - начале 80-х годов правительство США ежегодно санкционировало продажу за границу от 200 до 300 лицензий, имеющих прямое военное назначение. Такая торговля приносит американским военно-промышленным концернам немалые доходы. К тому же она позволяет с помощью лицензиатов (покупателей лицензий) обходить законодательные и иные ограничения на поставки вооружения в отдельные страны. Характерным примером является продажа фирмой ФМК лицензий на производство бронетранспортеров М113 итальянской компании "ОТО Мелара". Последняя в большом количестве сбывала выпускаемые машины ЮАР (всего их было поставлено свыше 400), тогда как Соединенные Штаты делали вид, что неуклонно следуют собственным законам, а также решениям ООН, запрещающим снабжать оружием режим апартеида.
США активно стимулируют закупки своего вооружения другими странами, прибегая к самым разнообразным мерам организационного характера. Это, например, участие в международных выставках оружия (в Бурже, Фарнборо и других), сопровождающееся весьма энергичной рекламой американской военной продукции, организация собственных выставок (например, в Роузмонте, близ Чикаго*****), публикация каталогов, предоставление импортерам помощи в оформлении заказов и т. д.
В схватках за мировой рынок оружия американские монополии стремятся опереться на силу империалистического государства. Ему поручаются такие функции, которые прежде они традиционно выполняли сами, например сбыт. В настоящее время свыше 80 проц. всего коммерческого военного экспорта США осуществляется правительством и лишь около 20 - частными фирмами.
Для помощи монополиям привлекается более десятка официальных учреждений, основную роль среди которых играет министерство обороны. Именно это ведомство заключает контракты с иностранными государствами и поставляет им вооружение. Вопросами торговли оружием и военной техникой в министерстве занимается более 11 тыс. человек, работающих как в Соединенных Штатах, так и за рубежом (данные по состоянию на 1981 год без учета занятых неполный рабочий день).
К числу органов, наиболее активно действующих в сфере торговли вооружением, относится также государственный департамент. Это правительственное учреждение выполняет главным образом контрольные функции, обеспечивая согласование военно-торговой политики с общим внешнеполитическим курсом. Вместе с тем ему поручаются и задачи продвижения на внешний рынок американского оружия: правительство Рейгана сразу же после прихода к власти разослало представительствам США за границей циркулярные письма, прямо предписывающие оказывать всяческое содействие такому продвижению.
Столь широкая вовлеченность государства в деятельность по сбыту вооружения является фактором, в значительной степени стимулирующим спрос на американскую военную продукцию и ее экспорт, так как, по утверждениям западных экспертов, в известной мере страхует покупателя от невыполнения условий поставок, придает заключаемым сделкам "надежность", которая особенно высоко ценится на мировом рынке оружия.
Монополии вторгаются в работу исполнительных органов государства, занимающихся торговлей вооружением, оказывают на них сильное давление, добиваясь выполнения своих требований. Это делается прежде всего через союзы предпринимателей, среди которых особую активность проявляет так называемая лига за экспорт и помощь в целях безопасности, объединяющая более 30 компаний, заинтересованных в сбыте выпускаемого ими оружия и военной техники на внешнем рынке (среди них "Боинг", "Дженерал дайнэмикс", "Локхид", "Юнайтед текнолоджиз" и другие). Своего рода лобби промышленников при министерстве обороны является специальный консультативный комитет, занимающийся вопросами военно-торговой политики и включающий несколько десятков представителей военно-промышленных кругов.
Объединения предпринимателей используют разнообразные способы воздействия на формирование наступательной политики и практические шаги американского буржуазного государства в области торговли вооружением, обращая при этом особое внимание на подготовку и проведение через конгресс соответствующих законопроектов.
Не ограничиваясь воздействием на свои государственные органы, военно-промышленные монополии США пытаются влиять на должностных лиц и политических деятелей стран-покупателей, не брезгуя даже уголовно наказуемыми приемами. Еще свежи в памяти скандалы, разразившиеся по поводу злоупотреблений компаний "Грумман", "Дженерал электрик", "Локхид", "Макдоннелл Дуглас" и "Нортроп", пытавшихся с помощью взяток заполучить выгодные военные контракты в Италии, Канаде, ФРГ, Японии и других странах.
Наживая колоссальные барыши, раскручивая маховик гонки вооружений, американский военно-промышленный комплекс ведет наступление на мировом рынке оружия.

* Поставки за наличный расчет и в кредит, в том числе услуги военного характера - обучение личного состава, ремонт проданной техники и т. д. (исключая строительство военных объектов).
** См.: Зарубежное военное обозрение 1982 № 3, с. 14 - 15.
*** В то же время Соединенные Штаты по-прежнему не гнушаются экспортировать "старье", а иногда и заведомо никуда не годное оружие. Характерно в этом отношении признание газеты "Вашингтон пост", сообщившей, что во время конфликта из-за Фолклендских (Мальвинских) о-вов более половины бомб, которые были сброшены аргентинскими летчиками на корабли британского флота, по разорвались даже при прямых попаданиях. Эти боеприпасы были произведены в США свыше 30 лет назад и поставлены Аргентине в последние годы.
**** Об этом самолете, первоначально получившем обозначение F-5G, см.: Зарубежное военное обозрение, 1982, № 12, с. 66 - 68.
***** Эта выставка, в которой принимали участие около 50 крупных американских военно-промышленных фирм и ряд западноевропейских компаний и на открытие которой были приглашены представители многих стран, в том числе с расистскими и репрессивными режимами (ЮАР. Родезии, Южной Кореи, Чили и т. д.), состоялась в 1979 году. Примечательно, что в тот период Белый дом всячески демонстрировал приверженность к провозглашенной им "политике ограничений" в экспорте обычного вооружения, демагогически заявляя о своем стремлении обуздать мировой оружейный бум (подробнее об этом см.: Зарубежное военное обозрение, 1982, № 12, с, 27).

ЗВО №12 1983



Другие материалы по теме
Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (09.12.2007) | Автор: С. Иванов
Просмотров: 7304 | Теги: ВПК, экспорт оружия, С. Иванов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar