search
menu
person

NEWS AND UDATES


Венесуэла в прицеле американской оперативно-стратегической концепции "Операции направленные на достижение результативности"
Венесуэла в прицеле американской оперативно-стратегической концепции "Операции направленные на достижение результативности"

Венесуэла в прицеле американской оперативно-стратегической концепции "Операции направленные на достижение результативности"

С. Чеснаков,

М. Инюхин

Характерными особенностями современной военно-политической обстановки в мире являются: сохранение взглядов военно-политического руководства (ВПР) ведущих зарубежных стран на возможность применения военной силы для достижения политических и экономических целей; существенный рост спектра асимметричных угроз глобальной, региональной и национальной безопасности; значительное снижение эффективности существующих механизмов контроля за распространением вооружений, оружия марсового поражения и т. п.

Глобальные изменения в системе межгосударственных отношений, вызванные развалом прежней двухполюсной системы мироустройства, в целом привели к снижению уровня международной безопасности.

В новых условиях Вашингтон по-прежнему стремится по-своему формировать внутреннюю и внешнюю политику других государств, а также влиять на ситуацию в различных регионах мира. Стремление Соединенных Штатов к глобальному доминированию1 путем использования всех доступных средств, в свою очередь, способствует дальнейшему увеличению нестабильности в мире. Нелегитимное задействование вооруженных сил, не считаясь с мнением других государств в обход решений институтов международной безопасности (ООН, ОБСЕ), является причиной дестабилизации как глобальной, так и региональной военно-политической обстановки и приводит к росту асимметричного противоборства со стороны менее развитых государств и негосударственных субъектов геополитических отношений.

Следствием такой агрессивной политики становится очевидный дисбаланс между затраченными военными силами и средствами и конечными результатами, при котором достижение военных целей далеко не всегда означает достижение целей политических. Осмысление этой парадигмы американскими аналитиками привело к появлению относительно новой оперативно-стратегической концепции «Операции, направленные на достижение результативности» (effect-based operations), суть которой заключается, во-первых, в комплексном анализе последствий предпринимаемых действий, предусматривающем в обязательном порядке учет побочных эффектов, а во-вторых, в целостном представлении оперативной обстановки и интегрированном применении соответствующих возможностей государства (информационных, дипломатических, экономических и военных).

По взглядам зарубежных аналитиков2, применение этой концепции во время войны в Персидском заливе (1991) позволило достичь успеха в военной кампании, не прибегая к полному уничтожению сил и средств противника. По словам представителя военного колледжа армии США А. Батчлета (A. Batschelet), «в отличие от старых подходов новый способ ведения операций в большей степени фокусируется на выработке желаемых эффектов, чем на целях и их физическом разрушении»3. В рамках этого контекста представители американского оборонного сообщества потребовали внесения соответствующих изменений в способы применения инструментов национальной мощи для гарантированного доминирования в будущем4.
К настоящему времени концепция внедрена в систему объединенного оперативного планирования и исполнения МО США
5, куда был включен процесс определения и оценки стратегических и оперативных ключевых объектов, и проходит последнюю стадию войсковых экспериментов на коалиционном уровне в рамках НАТО6.

В основе современной концепции «Операции, направленные на достижение результативности» лежит системный подход к анализу оперативного пространства (System of Systems Analysis), предусматривающий имитацию субъектов геополитических отношений взаимосвязанными системами, отражающими их политические, военные, экономические, социальные, информационные и инфраструктурные характеристики (Political, Military, Economic, Social, Informational and Infrastructural - PMESII), в каждой из которых могут находиться ключевые объекты (Centers of Gravity - COGs). Воздействуя на них дипломатическими, информационными, военными или экономическими мерами (Diplomatic, Informational, Military, and Economic - DIME), можно достигнуть поставленной цели (эффекта).

Реализация системного подхода осуществляется с помощью инструментария комплексной интегрированной оперативной оценки (Operational Net Assessment - ONA), в рамках которой широко используется следующий понятийный аппарат:
узел (node) - субъект системы (личность, место или физический объект);
связь (link) - элемент системы, отражающий взаимоотношения ее субъектов;
ключевой объект (Center of Gravity) -основной объект системы, позволяющий ей действовать в соответствии с предназначением (как правило, совокупность узлов и связей системы);
эффект (effect) - физическое или психологическое состояние системы (либо ее элементов), являющееся результатом проведения мероприятий субъектами геополитики.

Для каждого ключевого объекта системы определяются следующие характеристики:
критические возможности (Critical Capabilities) - наиболее важная функция;
критические потребности (Critical Requirements) - имеющиеся возможности, выраженные совокупностью узлов и связей между ними;
критические уязвимости (Critical Vulnerabilities) - узлы и связи, уязвимые для влияния извне.

Реализация этой концепции на практике сопряжена с определенными трудностями, вызванными неоднозначностью и многофакторностью вычисления эффектов от осуществляемых субъектами геополитики мероприятий, и потому особый интерес представляют результаты ее применения для решения сложных внешнеполитических проблем.

Одной из таких проблем для Белого дома является наметившаяся тенденция к формированию неподконтрольной США коалиции ряда стран Латинской Америки. Пристальное внимание американских специалистов к оценке политики в этом регионе связано в первую очередь с Венесуэлой - основным на текущий момент генератором такой тенденции.

В настоящее время политика Вашингтона в отношении Венесуэлы направлена на формирование условий, способствующих защите жизненно важных национальных интересов США в регионе, при этом дипломатическое ведомство формулирует следующие внешнеполитические цели:
- увеличение экспорта и защита инвестиций США в Венесуэлу;
- продолжение программы экономических реформ в этой стране;
- сохранение в Венесуэле конституционной демократии;
- более тесное сотрудничество в области борьбы с наркомафией;
- совместная борьба с терроризмом;
- обеспечение свободного доступа к нефтяным ресурсам.
В терминологии концепции «Операции, направленные на достижение результативности» эти цели (конечные состояния) обозначают желаемый эффект.

Ниже приводятся результаты системного анализа оперативного пространства Венесуэлы с определением ключевых объектов воздействия с учетом мнения американских экспертов.

Политическая система Венесуэлы. Большинство официальных лиц в США оговаривают в качестве особого условия, что в рамках политической системы Венесуэлы президент У. Чавес является не более чем сильной личностью, возглавившей неспокойную страну в период политической и экономической нестабильности. Однако анализ истории Венесуэлы и действующей системы государственного управления показывает, что ее президент является ядром политической системы и, следовательно, стратегическим ключевым объектом, обеспечивающим суверенитет страны, ее роль в международном сообществе и оказывающим существенное влияние на стабильность всего региона (критические возможности).

Президент У. Чавес, как стратегический ключевой объект политической системы, связан с доминирующими политическими партиями (другими объектами) страны. На президентских выборах в 1998 году У. Чавес был кандидатом от «Патриотического полюса» (Patriotic Pole - РР), объединившего такие политические партии, как «Движение Пятая республика» (Fifth Republic Movement, в испанской аббревиатуре - MVR), «Родина для всех» (Homeland For All - PPT) и «Движение к социализму» (Movement Toward Socialism - MAS). В настоящее время эти партии являются наиболее влиятельными политическими образованиями в Венесуэле, доминируя в законодательном органе страны.

Ратификация конституции 1961 года в ходе национального референдума в 1999-м, в результате которой исчезли четкие разграничения между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти, трансформировала политическую систему, и У. Чавес приобрел значительные властные полномочия. Такая реорганизация исключила из политического процесса традиционные политические партии (объекты): «Демократическое действие» (Democratic Action - AD) и «Социал-христианскую партию» (Social Christian - COPEI), являющиеся критическими уязвимостями для венесуэльского президента.

Ключевым направлением внешнеполитической деятельности нынешнего президента является стремление сформировать многополярный мир с региональными альянсами, которые будут противопоставляться доминированию США в регионе.

У. Чавес планирует создать коалицию между соседними странами - Колумбией. Гвинеей и Бразилией. Его самыми ближайшими политическими союзниками являются Фидель Кастро и преемник последнего - Рауль Кастро. Союз Венесуэлы с Кубой вызывает серьезное беспокойство у США и, как следствие, ведет к ухудшению американо-венесуэльских отношений.

Суммируя вышеизложенное, можно констатировать, что в рамках концепции «Операции, направленные на достижение результативности» У. Чавес является стратегическим ключевым объектом политической системы Венесуэлы. Применяя в отношении него один или несколько инструментов национальной мощи, Вашингтон может добиться желаемого эффекта в рамках региона. В нынешних условиях, по мнению американских специалистов, превентивная дипломатия в отношении Венесуэлы является одним из наиболее приемлемых ближнесрочных механизмов решения сложной американо-венесуэльской ситуации. Посредством превентивных дипломатических переговоров с президентом У. Чавесом США могут избежать эскалации отношений вплоть до применения вооруженных сил, что нежелательно для них по соображениям возможности извлечения выгоды в случае сохранения стабильной обстановки, которая может обеспечить рост двусторонних торгово-экономических связей и в целом повысить безопасность в регионе. Устранение главы государства недемократическим путем, напротив, может на десятилетие дестабилизировать обстановку в Венесуэле и привести к вооруженному насилию, подобному происходящему в Колумбии (нежелательный эффект).

Военная система Венесуэлы. У. Чавес также является стратегическим ключевым объектом и в рамках военной системы, исполняя обязанности главнокомандующего национальными вооруженными силами и осуществляя непосредственное руководство всей военной системой (критические потребности). Хотя формально большинство текущих решений в сфере военного строительства принимает министр обороны (элемент), влияние на него президента нельзя не учитывать, особенно при условии, что согласно конституции он уполномочен назначать военачальников без одобрения законодательной ветви власти.

Таким образом, должностные лица в правительстве (элементы) зависимы от президента и могут выступать как в роли критических потребностей, так и в качестве критических уязвимостей для У. Чавеса.

Отказ Каракаса подписать статью 98 Римского статута, предусматривающую освобождение американских граждан от судебного разбирательства по внутреннему законодательству страны, привел к резкому ограничению традиционно тесных связей между двумя государствами в области безопасности и военной сфере. В марте 2004 года Венесуэла вывела свой военный контингент из «Института сотрудничества в области безопасности Западного полушария сухопутных сил США», ранее известного как «Школа американцев» в Форт-Беннинг (штат Джорджия). Результатом ухудшения американо-венесуэльских отношений стала переориентация Каракаса в вопросах приобретения современного вооружения и военной техники, а также подготовки и обучения личного состава на другие государства - Кубу, Китай, Россию, Украину и пр.

Вместе с тем военное сотрудничество между двумя странами становится критическим условием в достижении желаемого эффекта по установлению стабильности в американо-венесуэльских отношениях. В этом аспекте американские специалисты рекомендуют своим дипломатам проводить последовательную политику по аргументированному доказательству ВПР Венесуэлы положительных моментов в сотрудничестве по следующим программам: «Подготовка иностранных специалистов» (International Military Education and Training - IMET), «Представление финансовой помощи на военные нужды иностранным государствам» (Foreign Military Financing - FMF) и борьба с наркобизнесом (Nondrug Emergency Drawdown Authority funds). Позитивные сдвиги в решении этих вопросов должны дать возможность Белому дому воспользоваться выгодами от сопутствующих эффектов, таких как уменьшение трафика наркотиков в США вследствие проведения совместных антинаркотических операций, снижение транснациональных преступлений, а также сотрудничество в рамках борьбы с терроризмом, и вместе с тем способствовать достижению первоочередной задачи - сохранение стабильности в Венесуэле.

Экономическая система. Американские специалисты выделяют стратегический ключевой объект и в финансово-экономической системе Венесуэлы. Нефтяная промышленность является «сердцем» и одновременно «ахиллесовой пятой» экономики страны. Она дает от четверти до трети ВВП, 80 проц. экспортных денег и по крайней мере половину текущих доходов страны, что является критической возможностью этого стратегического ключевого объекта.

В то же время данная отрасль страны представляет собой критическую потребность и критическую уязвимость У. Чавеса, который получает большую часть своей власти, силы и свободы действий именно от этого ключевого объекта.

Рост мировых цен на нефть позволяет Каракасу осуществлять значительные инвестиции в социальный сектор экономики (образование и здравоохранение), что обеспечивает поддержку президента среди населения (узел, который является как критической возможностью, так и критической уязвимостью У. Чавеса).

Экономика Венесуэлы сильно зависит от нефтяного экспорта, поэтому страна уязвима в плане изменений в глобальной экономике (критическая уязвимость ключевого объекта - нефтяная промышленность). Кроме того, значительные социальные расходы не позволяют создавать стабилизационные фонды или проводить долговые выплаты. Как результат, президент У. Чавес продолжает политику жесткой приверженности квотам ОПЕК и играет лидирующую роль в изменении стратегии этой организации от объемно-ориентированной к контролирующей ценовую политику и по существу использует позицию Венесуэлы как одного из спонсирующих членов ОПЕК для управления мировым нефтяным рынком с целью сохранения благоприятной для Каракаса энергетической конъюнктуры.

Вместе с тем Венесуэла связана с США (узел) посредством взаимных экономических интересов. Это государство является для нее основным рынком нефтяного экспорта (порядка 60 проц.) сырой нефти и главным поставщиком импорта (около 30 проц.)7. Тем не менее, несмотря на то что нефтяная отрасль в перспективе останется главной по важности для обеих стран, экономическая политика У. Чавеса направлена на снижение торговой зависимости от Соединенных Штатов, что подтверждается увеличением торговых отношений с Китаем и Россией (узлы) и подписанием двусторонних договоренностей с Ираном и Кубой (узлы).

Основные ключевые объекты в рамках системного анализа Венесуэлы

Несмотря на это, США останутся доминирующим торговым партнером Венесуэлы в среднесрочной перспективе. Это обстоятельство является существенным преимуществом для Вашингтона. Посредством превентивных экономических рычагов влияния (например, достаточных денежных инвестиций) Соединенные Штаты могут способствовать диверсификации экономики Венесуэлы. В этом случае оба государства получат  взаимную выгоду, увеличивая объемы международной торговли, поток капитала и координируя национальные и международные институты.

Социальная система. Представляя собой многоэтническое и многоконфессиональное государство, Венесуэла подвержена деструктивному воздействию извне через многочисленные клановые, этнические, религиозные и другие группировки (узлы).

По оценкам зарубежных специалистов, более 90 проц. населения старше 15 лет умеет читать и писать, что является одним из самых высоких уровней грамотности в регионе. Более того, Венесуэла имеет свыше 90 институтов высшего образования, насчитывающих более 6 млн студентов (узел). В соответствии с конституцией высшее образование является бесплатным и имеет бюджетное финансирование в размере около 35 проц. средств, выделяемых на образование в целом.

Доступность медицинского обслуживания сделала систему здравоохранения Венесуэлы (узел) одной из самых прогрессивных в Латинской Америке, которая к сожалению с 1980-х годов значительно ухудшилась по причине неэффективно работающих, переполненных и слабо поддерживаемых государством госпиталей (узлы). Несмотря на то что частные госпитали и клиники (узлы) близки по стандартам к американским, стоимость обслуживания в них очень высока и они недоступны большинству населения.

Важно отметить, что, хотя У. Чавес провозглашает социальную идеологию, гарантирующую соблюдение социальных прав в распределении доходов, Венесуэла остается страной с высоким уровнем бедности, неравномерным доходом граждан и разгулом криминала.

В целом, по взглядам американских специалистов, наиболее значительным узлом в социальной системе этого государства является население, особенно его бедная часть, составляющая более 80 проц., которое одновременно выступает в роли критической возможности и критической уязвимости для ключевого объекта - У. Чавеса. США могут извлечь выгоду из этого внутреннего противоречия, осуществляя превентивное экономическое и информационное давление на ВПР Венесуэлы.

Инфраструктура и информационная система. За исключением развивающейся системы железнодорожного и речного сообщения, разрушенной отрасли воздушного сообщения и перегруженной телефонной системы (узлы), транспортная инфраструктура и информационная система как внутри, так и вне страны, довольно хорошо развиты. Протяженность ее дорожной сети составляет свыше 80 тыс. км в основном магистрального покрытия, что позволяет считать ее одной из лучших в Латинской Америке.

В информационной сфере в Венесуэле насчитывается около 200 коммерческих радиостанций, работающих в AM- и 20 - в FM-диапазоне, более 4 млн телевизоров, 66 телевизионных станций вещания с пятью основными ТВ-каналами, 1 000 виртуальных форумов и свыше 1,5 млн пользователей Интернет (узлы).

Правительству принадлежат национальная телестанция, телевидение Венесуэлы, ТВ-станция «метрополитен Каракас», ТВ Венесуэлы и новостная служба «Вен-Пресс», назначения на руководящие посты которых осуществляет президент.

В рамках региона при участии Колумбии, Эквадора, Перу и Боливии (узлы) Венесуэла создает международную волоконно-оптическую сеть, что увеличивает ее интеграцию в глобальное информационное пространство.

В целом, по взглядам американских экспертов, нейтрализация возможности У. Чавеса оказывать информационное воздействие на население является основной целью Белого дома в информационной сфере. Как заметил профессор военного колледжа армии США доктор М. Манво-ринг, являющийся экспертом по Латинской Америке,«... своими действиями У. Чавес намерен создать консенсус среди масс. Боливаризм требует максимальной поддержки СМИ (радио, ТВ, газет, журналов) для доведения идей, создания общественного мнения и достижения электорального успеха»8. При отсутствии средств противодействия этой боливаристской информационной кампании со стороны США негодование и недоверие в отношении американской политики продолжают расти, а их влияние внутри страны уменьшается быстрыми темпами.

Комплексный анализ основных ключевых объектов и их связей с другими элементами в рамках каждой из функциональных областей (политической, военной, экономической, социальной, информационной и инфраструктурной) позволил американским специалистам сформулировать следующие рекомендации относительно первоочередных мер в отношении Венесуэлы, которые перечислены ниже.

Во-первых, это расширение и углубление двусторонних дипломатических отношений, предусматривающие:
- установление устойчивых личных контактов между президентами США и Венесуэлы;
- расширение регионального сотрудничества (например, через Организацию американских государств - ОАГ) по вопросам развития демократии;
- организацию через Агентство международного развития и ОАГ круглого стола с участием ассамблеи Венесуэлы и конгресса США.
Во-вторых, законодательное устранение ограничений, определяемых статьей 98 Римского статута, с целью:
- возобновления отношений с Венесуэлой в военной области;
- проведения совместных военных учений;
- создания центров совместной подготовки военных специалистов;
-финансирования и оказания военной помощи;
- объединения усилий в борьбе с наркомафией и международной преступностью;
- вовлечения Каракаса в борьбу с международным терроризмом.
В-третьих, увеличение инвестиций США в экономику страны:
- предоставление гарантий Венесуэле по вступлению в Ассоциацию свободной торговли американцев (Free Trade Association of the Americans);
- увеличение инвестиций по линии агентства международного развития (USAID) в сельскохозяйственный, рыболовный, тяжелый и легкий сектора промышленности с целью диверсификации источников роста ВВП.
В четвертых, рост инвестиций США в социальные программы этой страны.
В-пятых, проведение проамериканской информационной кампании в Венесуэле.

Несмотря на то что в настоящее время полученные рекомендации не совпадают с официальной внешнеполитической линией Соединенных Штатов в отношении этой страны, грядущие перемены в «овальном кабинете» могут изменить установки дипломатического ведомства, переориентировав его на более конструктивное решение проблем в регионе своих «традиционных» национальных интересов.

Реализация концепции в отношении Каракаса находит свое отражение в понимании того, что в основе ухудшения отношений между двумя государствами лежит ряд противоречий в подходах к обеспечению стабильности в стране. Нынешний лидер Венесуэлы стремится проводить независимую от Соединенных Штатов внешнюю и внутреннюю политику, что не устраивает их ВПР, стремящееся к доминированию в регионе.

Активно воздействуя на ключевые объекты политической, военной, экономической, социальной, инфраструктурной и информационной систем Венесуэлы, Вашингтон пытается добиться достижения главного желаемого эффекта - обеспечения своих жизненно важных интересов в регионе.

1 Joint Vision 2020, June 2000.

2 Gary R. Graves, «Venezuela: An Effects-Based Strategy For The 21 (st) Century», Joint Forces Staff College, 2006, с 9.

3 LTC Allen W. Batschelet, «Effects-Based Operations: A New Model?», Carlisle Barracks, PA: United States Army War College (USAWC), 2002, с 2.

4 GEN Henry H. Shelton, «Joint Vision 2020 America's Military: preparing for tomorrow», Washington. D. C: United States Government Printing Office, 2000. с 3.

5 «Commander's Handbook on An Effects-Based Approach to Joint Operations», Norfolk. VA: USJFCOM Joint Warfighting Center (JWFC), March 2005.11 - VIII.

6 «Modelling & Simulation Support to the Effects Based Approach to Operations - Observations from Using GAMMA in MNE 4», NATO, Meeting Proceedings RTO-MP-MSG-045, Dr. Uwe Dompke, NC3A OR Division, 2006.

7 «Venezuela at a glance: 2007-08», The Economist Intelligence Unit United Kingdom, 2007. с 5.

8 Dr. M.G.Manwaring, «Venezuela's Hugo Chaves, Bolivarian Socialism, And Asymmetric Warfare», Carlisle, PA: Strategic Studies Institute, 2005, с 11.

Зарубежное военное обозрение №10 2008 С.12-17

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (29.11.2008) | Автор: С. Чеснаков, М. Инюхин
Просмотров: 5798 | Комментарии: 1 | Теги: Венесуэла, центр гравитации, концепция, военная система Венесуэлы, системный подход, С. Чеснаков, экономическая система | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
1 Шамиль • 11:31, 19.07.2013
Нужно запустить щупальца на другой континент. Почему они могут выкачивать нашу нефть, наш газ, полезные ресурсы, а мы нет. Нужна компания, которая вложится на западе в добывающую промышленность. Евроинвест, допустим будет иметь партнерские отношения с западной промышленностью, а доход будет идти к нам. Пусть они будут получать наши ресурсы, зато у нас будут их деньги.
avatar