search
menu
person

NEWS AND UDATES


Состояние и перспективы развития командования морских перевозок ВМС США (2002)

Состояние и перспективы развития командования морских перевозок ВМС США

Полковник А. Евстафьев

Одним из важнейших условий достижения стратегической мобильности вооруженных сил (ВС) США является возможность специально подготовленных воздушных, морских и наземных транспортных средств осуществлять масштабные перевозки войск и военных грузов с целью обеспечения боевой устойчивости передовой группировки на ТВД.
Оценивая эффективность применения американских ВС в конфликтах разной интенсивности в течение последних 10 лет, западные аналитики подчеркивают исключительную значимость данного компонента ВМС США. Более того, система обеспечения стратегической мобильности вооруженных сил является базой для реализации современной военной доктрины США, основанной на стратегии «передового присутствия». Согласно принятой в 1995 году Пентагоном концепции поддержания ВС в готовности к вступлению в крупную войну почти одновременно на двух ТВД масштабные операции будут проводиться на удалении не менее 3 000 миль от побережья Соединенных Штатов, а потому для их подготовки потребуется определенное время. Например, переход морского конвоя из портов Восточного побережья в Персидский залив (8 000 миль) со скоростью 15 уз займет не менее 21 сут. При этом число конвоев, направляемых из США и Канады в данный район, может составлять в угрожаемый период 11 (260 судов), в первый месяц войны - 20 (665) и во второй месяц - 37 (1 260).
Формирование «сил быстрого реагирования» в составе экспедиционных соединений и возрастающие требования к надежности тылового обеспечения передовых группировок приведут в ближнесрочной перспективе к значительным изменениям как в объединенном командовании стратегических перебросок (ОКСП) в целом, так и в системе командования морских перевозок (КМП) ВМС в частности.
В настоящее время не менее 95 проц. военных грузов транспортируется морем. При этом крупнотоннажные быстроходные суда океанского класса остаются наиболее универсальным и экономичным средством доставки в значительных количествах тяжелой техники, вооружения и личного состава в интересах всех видов ВС. Перенос акцента с действий в открытом море на приморско-прибрежные ТВД с участием многонациональных формирований, а также осуществление миротворческой деятельности выдвигают дополнительные требования к развертыванию и тыловому обеспечению войск (сил). В связи с этим совершенствование морских транспортных средств КМП и их возможностей считается одним из приоритетных направлений строительства не только американских ВМС, но и флотов основных стран НАТО. Об этом свидетельствует внимание, которое соответствующие военные структуры уделяли анализу рынка коммерческого судостроения и современных технологий в данной области с целью их эффективного применения при строительстве судов специального назначения. Например, ВМС Канады после изучения коммерческого рынка разместили заказ на строительство одного современного транспорта комбинированного типа, предназначенного для перевозки как наливных, так и сухих грузов. Транспорт водоизмещением 27 557 т способен перевезти 8 000 т дизельного и 500 т авиационного топлива, 230 т питьевой воды и 300 т боеприпасов. При необходимости транспорт может взять на борт до 200 20-футовых контейнеров, для чего имеется кран грузоподъемностью 25 т.
В ВМС Великобритании также уделяется серьезное внимание совершенствованию возможностей по морским стратегическим перевозкам. В настоящее время для вспомогательного флота заказаны четыре контейнеровоза класса «ро-ро».
Военно-морские силы ряда других стран осуществляют программы строительства современных быстроходных транспортов снабжения на базе оригинальных технологий гражданского судостроения. Более того, при проектировании коммерческих судов-контейнеровозов океанского класса в обязательном порядке предусматривается возможность их быстрого дооборудования для перевозки военных грузов в угрожаемый период и с началом боевых действий.
В настоящее время в составе КМП числится 193 транспорта различного назначения, из них 74 судна в резерве 1-й очереди. Годовой бюджет, выделяемый МО США командованию морских перевозок для финансирования операций, составляет 3,1 млрд долларов.
Организационно КМП состоит из пяти компонентов, объединяющих суда по оперативному предназначению: вспомогательный флот, исследовательские и специальные суда, суда обеспечения морских стратегических перевозок, суда заблаговременного складирования военной техники и запасов МТО и суда резерва КМП 1-й очереди. Все они предназначены непосредственно для решения задач тылового обеспечения передовых группировок войск (сил) и их перевозки морем. Поименный состав судов КМП ВМС США представлен в разделе «Справочные данные».
Суда вспомогательного флота КМП непосредственно обеспечивают деятельность боевых кораблей ВМС, находящихся в море, и имеют значительную автономность плавания. В штатном составе числится 36 кораблей: семь транспортов спецоружия и боеприпасов, семь транспортов снабжения, два госпитальных судна, 14 танкеров, пять океанских буксиров и один корабль поддержки на ТВД.
Суда-склады предназначены для заблаговременного складирования военной техники и предметов МТО для обеспечения передовых группировок всех видов ВС. Всего насчитывается 35 транспортов, в том числе: четыре ролкера класса «ро-ро» (саморазгрузка с помощью судовых кранов),
семь контейнеровозов, 13 транспортов для перевозки колесной и гусеничной техники, восемь транспортов -контейнеровозов, два транспорта для перевозки и хранения авиационных средств МТО и один грузовой транспорт.
О возможностях данного компонента КМП свидетельствует тот факт, что запасов 12 судов-складов по вооружению, топливу, продовольствию и другим предметам МТО достаточно для обеспечения боевой деятельности двух «тяжелых» дивизий сухопутных войск США (35 тыс. человек) в течение 30 сут. Местами постоянного базирования судов-складов являются район о. Диего-Гарсия (Индийский океан), о. Гуам (Тихий океан) и порты Западной Европы. В составе трех эскадр судов-складов имеются 14 судов, предназначенных для обеспечения экспедиционных формирований МП. При этом на каждой эскадре заскладирован бригадный комплект В и ВТ, а также средств МТО из расчета обеспечения боевых действий экспедиционной бригады МП в течение 30 сут. Семь судов-складов предназначены для тылового обеспечения боевых частей ВВС и ВМС, 14 - морской пехоты (МП) и 14 - сухопутных войск.
Командование морских перевозок планирует заказать дополнительно к судам заблаговременного складирования военной техники и запасов МТО еще два транспорта-склада для обеспечения боевой деятельности авиации МП. Эти суда будут находиться в базах приписки в пятисуточной готовности к выходу в море.
Одновременно с этим КМП регулярно ставит вопрос об увеличении количества судов-складов заблаговременного хранения военной техники и запасов МТО. Это связано с тем что, США до настоящего времени не удалось реализовать планы по дополнительному развертыванию стационарных баз складирования на территориях таких государств, как Таиланд, Индонезия, Малайзия и Саудовская Аравия.
Суда обеспечения морских стратегических перевозок (24 единицы) представлены быстроходными транспортами-контейнеровозами (11, рис. 3), танкерами-заправщиками (пять) и грузовыми транспортами самоходной техники (восемь). Этот компонент МО США активно использует и в мирное время.
По оценкам американских специалистов, при объявлении полной мобилизации ВС потребуется дополнительно не менее 1 000 судов различного типа из состава торгового флота.
Корабельный состав резерва КМП первой очереди в настоящее время поддерживается на уровне 74 судов, но имеются перспективные планы увеличить его до 142. Особое внимание обращается на приобретение быстроходных судов-ролкеров для обеспечения экстренной перевозки военных грузов в кризисной обстановке. В настоящее время в составе судов резерва КМП 1-й очереди насчитываются 31 судно класса «ро-ро», девять танкеров, 15 сухогрузов-балкеров, девять транспортов комбинированного типа и 10 крановых судов.
Резерв КМП 1-й очереди содержится в 4-, 5-, 10- или 20-суточной готовности к загрузке и выходу в море. Все суда базируются в США в непосредственной близости от портов приема вооружения, техники и запасов МТО.
В 1995 году правительство и управление морского флота министерства транспорта США заключили соглашение, в соответствии с которым в случае экстренного развертывания штатный состав и резерв КМП могут быть усилены судами торгового флота, находящимися как под американским, так и под любым другим «удобным» флагом. Документ также предусматривает доступ МО к использованию береговой инфраструктуры частных судоходных компаний в интересах КМП с последующей оплатой расходов из федерального бюджета и обязывает их регулярно представлять КМП сведения о количественном и качественном состоянии торговых судов.
Для экстренной переброски планируется использовать 11 таких судов, а для целей заблаговременного складирования - восемь. С их вводом в состав возможности КМП по перевозке военных грузов увеличиваются на 280 тыс. м2, а по заблаговременному складированию - на 185 тыс.
В 1993 году КМП приобрело в Дании пять коммерческих судов-контейнеровозов, еще 14 решено построить на своих верфях. В 1999 году первые четыре переданы в состав КМП и в постройке находятся еще 10 класса «ро-ро». Все суда нового типа оборудованы двойной крановой системой (два крана по 55 т), кормовой и бортовыми аппарелями.
В соответствии с документом КНШ ВС США «Единая перспектива-2010» военно-морские силы должны следовать в авангарде подготовки ВС к участию в военных конфликтах следующего столетия. Почти ежегодно выходят новые документы, которые развивают и дополняют оперативные концепции, определяющие задачи передовых группировок флота в различных условиях обстановки. В середине 1999 года в штабе ВМС была подготовлена очередная оперативная концепция под названием «Совершенствование военных
действий в XXI веке: обеспечение оперативного превосходства». Составной ее частью является требование по «целенаправленному тыловому обеспечению» путем объединения информационных, тыловых и транспортных возможностей ВС Соединенных Штатов для быстрого реагирования на кризисную ситуацию, учета и отслеживания состояния запасов средств МТО и доставки скомплектованных по заявкам грузов непосредственно потребителям любого уровня в условиях быстро меняющейся обстановки.
Выдвинутые концепции требуют проверки на практике, которая проводится в ходе масштабных оперативных мероприятий, то есть фактически на каждом крупном учении флота. Помимо опытовых учений в масштабе ВМС, организуются и так называемые объединенные военные игры. В 1999 году была проведена очередная военная игра по оценке способов целенаправленного тылового обеспечения передовых группировок войск (сил).
Хотя действия КМП в ходе последних вооруженных конфликтов и учений оцениваются в целом положительно, в системе стратегических морских перевозок вскрыты следующие недостатки: острая нехватка судов типа «ро-ро» для перевозки самоходной военной техники и контейнеров; неэффективное расходование финансовых средств, предназначенных для поддержания необходимой готовности судов резерва КМП первой очереди; недостаточное количество быстроходных грузовых транспортов; низкая эффективность использования судов торгового флота; дефицит кадров для комплектования экипажей действующих и резервных судов.
По оценке руководства МО США, в условиях общего сокращения ВС возрастают требования к срокам переброски войск и грузов. По действующим с 1999 года нормативам сухопутные войска должны быть готовы развернуть пять дивизий с частями боевого и тылового обеспечения в течение 75 сут вместо 97 сут, отводившихся ранее для переброски трех дивизий из Германии на Средневосточный ТВД. Таким образом, увеличение судового состава КМП становится одним из приоритетных направлений повышения стратегической мобильности всех видов ВС США.

Зарубежное военное обозрение №11 2002 с. 50-52

Смотрите также
Категория: ВМС | Добавил: pentagonus (20.01.2003) | Автор: Полковник А. Евстафьев
Просмотров: 3571 | Теги: Командование морских перевозок, А. Евстафьев | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar