search
menu
person

NEWS AND UDATES


Проект военного бюджета США на 2008 финансовый год (2007)

Проект военного бюджета США на 2008 финансовый год.

Полковник В. Коротченко

Военным бюджетом в США официально считается раздел «Национальная оборона» функциональной классификации федерального бюджета. Администрация Дж. Буша, рассматривая «защиту своих граждан и страны» как важнейшую задачу, относит данную программу, наряду с антитеррористической деятельностью, к наивысшим приоритетам обеспечения национальной безопасности. Вследствие этого на военные цели ежегодно выделяются значительные денежные средства. Четко проявляется долгосрочная тенденция расширения масштабов финансирования вооруженных сил США. Так, согласно бюджетной заявке, размер средств, запрошенных по программе «Национальная оборона» на 2008 финансовый год (начнется 1 октября 2007-го), на 191,2 млрд долларов, или на 41,9 проц., а в постоянных ценах (с учетом инфляции) - на 26,6 проц. превышает объем ассигнований, выделенных на 2003 финансовый год.
При этом необходимо учитывать, что в последнее время фактически исполненный военный бюджет ежегодно значительно превышает его первоначальные оценки, сделанные согласно перспективной военной программе и показателям проекта военного бюджета. Основной причиной этого является ежегодное выделение дополнительных средств на «целевое финансирование деятельности ВС США в Ираке и Афганистане, а также на нужды глобальной войны с терроризмом». В частности, в 2007 финансовом году на эти цели первоначально было выделено 70 млрд долларов. В настоящее время администрация Дж. Буша запросила еще 93,4 млрд. В представленном бюджетном запросе на 2008 финансовый год на проведение указанных мероприятий уже заложены 141,7 млрд долларов. Вместе с тем, учитывая сложную обстановку в Ираке и Афганистане, вполне вероятно выделение в следующем финансовом году дополнительных средств на военные цели.
Представленные оценки бюджетов на 2009-й и последующие годы, как и ранее, сделаны с учетом возможного сокращения ассигнований на чрезвычайные цели, однако вследствие обострения обстановки в Ираке и Афганистане представляется маловероятным, что они существенно уменьшатся.
Проект военного бюджета на 2008 финансовый год, по уточненным данным, был определен в размере 647,2 млрд долларов, что больше скорректированных показателей 2007-го на 24,8 млрд или на 4 проц. (в постоянных ценах - на 1,5 проц.). Военный бюджет США состоит из бюджета министерства обороны, военных (в том числе ядерных и прочих) программ. Основным его компонентом (96 проц.) является бюджет МО. Доля ядерных программ равняется 3 проц. (17,4 млрд долларов), прочих военных программ - менее 1 проц. (5,2 млрд), (табл. 1).
К числу военных ядерных программ относятся следующие: военная программа министерства энергетики; программа восстановления участков радиоактивного заражения, выполняемая инженерными войсками; программа выплат компенсаций лицам, подвергшимся облучению во время производства или проверки ядерных боеприпасов, реализуемая министерством труда, а также деятельность совета по безопасности объектов ядерного оружейного комплекса.

 

В выполнении военных ядерных программ главная роль принадлежит министерству энергетики, которому в 2008 финансовом году планируется выделить 16 млрд долларов. Основными направлениями финансирования являются: поддержка ядерного арсенала (6,5 млрд), очистка территорий, зараженных в результате производства или использования ядерных материалов (5,4 млрд), деятельность по предотвращению распространения ядерного оружия (1,7 млрд), а также разработка ядерных реакторов для ВМС США (0,8 млрд). На помощь России в прекращении производства оружейного плутония ассигнуется 182 млн, на инициативу по глобальному уменьшению угрозы - 120 млн.
Финансирование военных ядерных программ министерства труда составит в 2008 финансовом году 1,2 млрд, инженерных войск США - 130 млн, совета по безопасности ядерных объектов военного назначения - 22 млн долларов.
К числу прочих военных программ относятся военные программы министерства внутренней безопасности (МВБ), контрразведывательная деятельность ФБР за рубежом, содержание координационного комитета разведсообщества, отчисления в пенсионный фонд ЦРУ и ряд других. В рамках этих программ
наибольшие ассигнования получает министерство юстиции на осуществление контрразведывательной деятельности ФБР за рубежом. В 2008 финансовом году объем финансирования данного вида деятельности составит 2,5 млрд долларов. Ассигнования на военные программы по бюджету МВБ оцениваются в 1,4 млрд (финансируется деятельность по созданию приборов нового поколения, предназначенных для определения радиационного, химического и бактериологического заражения и дезактивации зараженной местности, по подготовке системы государственного управления к действиям в чрезвычайных условиях и пр.). Ассигнования на содержание координационного комитета разведсообщества достигнут 689 млн долларов, отчисления в пенсионный фонд ЦРУ - 263 млн. Объем финансовых средств на программу обеспечения морской безопасности составит 154 млн, национальному научному фонду на реализацию программы арктических исследований выделяется 67 млн.
В 2008 финансовом году ассигнования министерству обороны оцениваются в 624,6 млрд долларов (табл. 2, 3). Согласно показателям целевой структуры бюджета МО, наибольшие суммы направляются на оперативную, боевую подготовку и МТО войск - 39,1 проц. На втором месте находится статья «Приобретение ВВТ» - 22,7 проц., доля которой в последние годы заметно возросла (в 2003-м на нее приходилось 17,9 проц.). Далее следуют ассигнования на содержание военнослужащих (21,8 проц.). Доля бюджетной статьи «НИОКР» составит 12,5 проц., «Строительство военных объектов»- 3,1 проц., «Жилищное обеспечение» - 0,5 проц. По сравнению с 2003 годом объем финансирования всех бюджетных статей (кроме одной - «Жилищное обеспечение») возрос, в том числе статьи «Содержание военнослужащих» - на 26,9 млрд долларов (24,7 проц.), «Боевая подготовка и МТО войск» - на 66 млрд (37), «Закупки ВВТ»- на 63,1 млрд (80,4), «НИОКР» -на 19,9 млрд (34,3), «Строительство военных объектов» - на 12,4 млрд (185,1 проц.). Напротив, объем финансирования статьи «Жилищное обеспечение» в связи с выполнением ряда программ жилищного строительства сократился на 1,3 млрд долларов (31 проц.).
В 2008 финансовом году ассигнования по статье «Оперативная, боевая подготовка и МТО войск» ожидаются в размере 244,3 млрд долларов. Они предназначены для финансирования текущей деятельности МО, в том числе боевой и профессиональной подготовки личного состава, его медицинского и культурно-бытового обеспечения, содержания гражданских служащих, ремонта и технического обслуживания ВВТ и недвижимого имущества, транспортировки и складирования грузов, закупки ГСМ, а также другой продукции военного назначения кратковременного пользования. Наибольшая часть ассигнований направляется видам ВС и управлениям МО непосредственно на боевую подготовку и материально-техническое обеспечение -213,8 млрд долларов, или 87,5 проц. всех ассигнований по данной статье. Остальные средства пойдут на медицинское обслуживание военнослужащих и различные программы общего характера (всего 30,5 млрд долларов, или 12,5 проц.).
В распределении по видам ВС приоритет отдан сухопутным войскам (84,1 млрд, или 34,4 проц. всех средств по данной статье). Далее следуют ВВС (52 млрд, 21,3 проц.). Несколько меньше доля ВМС (49 млрд, 20,1 проц.). Управления МО получат 28,7 млрд (11,7 проц. всех ассигнований на боевую подготовку и МТО).
Большое внимание уделяется своевременному ремонту и техническому обслуживанию ВВТ, необходимому для поддержания требуемой боеготовности ВС. На эти цели выделяются значительные бюджетные средства. В последние годы совершенствуются методы проведения ремонта и технического обслуживания ВВТ. Так, руководство ВМС ввело в практику более частые профилактические осмотры кораблей с последующим проведением в случае необходимости текущего ремонта, что позволяет избежать внезапных выходов техники из строя, сократить время и стоимость ремонта.
Одним из основных направлений финансирования по этой статье является медицинское обеспечение военнослужащих и членов их семей. В 2008 финансовом году ассигнования на указанные цели составят 22,5 млрд долларов (9,2 проц. всех средств по статье). Общее число военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей, имеющих право на медицинское обслуживание за счет МО, превышает 9,1 млн человек. В распоряжении министерства обороны будут находиться 63 госпиталя и медицинских центра, а также 414 медицинских клиник.
Важнейшим направлением считается повышение оперативности и улучшение качества медицинского обслуживания военнослужащих, находящихся в зоне боевых действий. Для этого принимаются меры по увеличению числа полевых госпиталей, а также по повышению профессиональной подготовки медперсонала. Эвакуационные подразделения оснащаются высокотехнологичными мобильными образцами медицинской аппаратуры с целью немедленного оказания помощи пострадавшим. Ведется разработка миниатюрных устройств, позволяющих организовать глобальную сеть передачи и приема информации о состоянии здоровья пациентов. В 2008 году намечено охватить данной сетью 60 проц. госпиталей. Предусматривается более тщательное медицинское освидетельствование военнослужащих после возвращения их из районов боевых действий. Для недопущения случаев «посттравматического синдрома» проводятся регулярные осмотры военнослужащих.
Значительные объемы ассигнований по статье «Оперативная, боевая подготовка и МТО войск» обусловлены во многом крупными затратами на содержание гражданских служащих МО, занятых в сфере материально-технического обеспечения войск и медицинского обслуживания военнослужащих. В следующем году на содержание гражданских служащих МО направляется 57,4 млрд долларов, что составляет более 23 проц. всех средств по данной бюджетной статье. Финансирование содержания гражданских служащих осуществляется в рамках статей ассигнований видам ВС и управлениям МО без выделения в самостоятельное направление. Ассигнования по бюджетной статье «Содержание военнослужащих» (основной оклад и различные надбавки, продовольственно-вещевое довольствие, перевозки военнослужащих и их багажа) в 2008 финансовом году определены в 136 млрд долларов. Численность регулярных ВС, финансируемых по бюджету МО США, должна составить 1 371,4 тыс. человек, что на 2,8 тыс., или на 0,2 проц., меньше, чем в предыдущем году. Численный состав ВВС сократится на 5,6 тыс. (1,7 проц.), что связано прежде всего с передачей ряда должностей по обслуживанию ВВТ гражданским служащим, а ВМС - на 9,2 тыс. (2,7 проц.) вследствие принятия на вооружение кораблей новых классов с повышенной степенью автоматизации ряда функций. Одновременно увеличится численность сухопутных войск - на 7 тыс. (1,4 проц.) и корпуса морской пехоты -на 5 тыс. (2,7 проц.), национальной гвардии — на 1 тыс. (0,2 проц.) и, таким образом, в целом составит 458 тыс. человек, а резерва уменьшится на 5,9 тыс., или 1,5 проц., - до 379,9 тыс. человек.
Важным фактором, определяющим общие объемы финансирования данной статьи, помимо численности военнослужащих является ежегодный рост окладов и других выплат им с целью сохранения имеющихся и привлечения в ВС новых высококвалифицированных специалистов. В 2008 финансовом году предусмотрено повышение окладов военнослужащих на 3 проц. В результате денежное довольствие рядового и сержантского состава достигнет в среднем 46 тыс. долларов в год, а офицеров - свыше 90 тыс.
Для увеличения набора в ВС и содействия повторному заключению контрактов практикуется расширение существующих выплат и ввод новых. В частности, планируется увеличить продовольственную и квартирную надбавки. Военнослужащим, принимающим участие в боевых действиях, повысится надбавка за службу в боевых условиях.
На закупки ВВТ в 2008 финансовом году запрошено 141,6 млрд долларов, что на 11,1 млрд (8,5 проц.) больше, чем в 2007-м. Данные средства позволят осуществлять масштабные программы закупок военной техники, а также модернизации находящихся на вооружении ВВТ. По состоянию на 1 июля 2006 года на различных стадиях (разработка, производство и модернизация) находились 87 основных систем оружия, программы приобретения которых в целом оцениваются в 1 612,6 млрд долларов. В интересах ВМС реализуется 36 таких программ (обшей стоимостью 566 млрд долларов), ВВС - 24 (267 млрд), сухопутных войск -19 (350,7 млрд), управлений МО — восемь (428,9 млрд).
Наиболее дорогостоящими программами поставок ВВТ являются: в ВВС -связанные с закупками истребителей F-35 (276,5 млрд долларов), F-22 «Рэптор» (62,6 млрд), военно-транспортных самолетов С-17А «Глобмастер-3» (59,6 млрд), многоцелевых самолетов V-22 «Оспрей» (50,5 млрд), в сухопутных войсках - «Боевая техника будущего» (164,6 млрд), в ВМС - многоцелевых атомных подводных лодок типа «Виргиния» (95,8 млрд) и истребителей-
бомбардировщиков F/A-18E/F «Супер Хорнет» (44 млрд).
В 2008 финансовом году сухопутным войскам для приобретения ВВТ будет выделено 50,8 млрд долларов. В рамках этих средств финансируются, в частности, поставки 42 многоцелевых вертолетов UH-60 «Блэк Хок» (705,4 млн), 37 разведывательно-ударных вертолетов ARH (468,3 млн), 44 легких многоцелевых вертолетов LUH (230,5 млн), четырех беспилотных летательных аппаратов «Рипер» (79 млн), 300 малогабаритных БЛА (20,7 млн), 108 ЗРК «Пэтриот» РАС-3 (550,2 млн), 385 ПТУР «Джавелин» (103,8 млн), 2 255 ПТУР ТОУ-2 (87,9 млн), 3 492 ракет для РСЗО MLRS (22,6 млн), 127 ББМ «Страйкер» (1039 млн), около 3 тыс. колесных тактических автомобилей средней грузоподъемности (828,4 млн), 3,3 тыс. многоцелевых автомобилей повышенной проходимости «Хаммер» (596,6 млн), а также ряд других образцов ВВТ.
Ассигнования ВВС на закупки ВВТ составят 41 млрд долларов, которые пойдут, в частности, на приобретение 20 истребителей F-22 «Рэптор» (3,9 млрд), шести истребителей F-35 (1,4 млрд), пяти ракет-носителей EELV (1,2 млрд), девяти военно-транспортных самолетов C-130J «Геркулес» (686,1 млн), пяти многоцелевых самолетов V-22 «Оспрей» (495 млн), пяти беспилотных летательных аппаратов «Гло-бал Хок» (577,8 млн) и 24 БЛА «Предатор» (352,7 млн), 206 ракет AMRAAM класса «воздух - воздух» (224,6 млн), 210 ракет «Джассм» класса «воздух - поверхность» (201,1 млн), 172 ракет AIM-9X «Сайдвин-дер» класса «воздух - воздух» (52,7 млн).
В 2008 финансовом году ВМС на закупки ВВТ получат 45,9 млрд долларов, в том числе на приобретение 24 истребителей-бомбардировщиков F/A-18E/F «Супер Хорнет» (2,5 млрд), 21 многоцелевого самолета V-22 «Оспрей» (2 млрд), 18 самолетов РЭБ E/A-18G «Гроулер» (1,3 млрд), четырех самолетов-заправщиков KC-130J «Геркулес» (256,4 млн), 394 оперативно-тактических ракет «Томахок» (383,1 млн), 79 УР AMRAAM класса «воздух - воздух» (87,5 млн), одной многоцелевой атомной подводной лодки типа «Виргиния» (2,5 млрд), одного десантно-вертолет-ного корабля-дока типа «Сан-Антонио» (1,4 млрд), трех кораблей прибрежной морской зоны (1 млрд), одного многоцелевого транспорта снабжения Т-АКЕ (456,1 млн) и другой техники.
Ассигнования на НИОКР в 2008 финансовом году составят 78 млрд долларов, в том числе по линии сухопутных войск -10,6 млрд, ВВС - 26,7 млрд, ВМС-17,1 млрд, управления МО - 23,6 млрд. К числу перспективных направлений НИОКР отнесены разработки системы ПРО (8,8 млрд - в 2008 финансовом году), по программе сухопутных войск «Боевая техника будущего» (3,7 млрд), истребителя F-35 (3,5 млрд), трансформируемой спутниковой системы связи TSAT (1 млрд), истребителя F-22 «Рэптор» (0,7 млрд), системы навигационного обеспечения NAVSTAR (0,7 млрд), системы спутниковой связи для мобильных абонентов MUOS (0,6 млрд), системы тактической спутниковой связи ВВС AEHF (0,6 млрд), высокоорбитальной системы обнаружения пусков баллистических ракет SBIRS (0,6 млрд), эсминца УРО нового поколения DDG 1000 (0,5 млрд), беспилотных летательных аппаратов (0,4 млрд). Кроме того, финансируются НИОКР по программам создания корабля прибрежной морской зоны (0,2 млрд), авианосца нового поколения (0,2 млрд), многоцелевых атомных подводных лодок типа «Виргиния» (0,2 млрд).
Объем финансирования статьи «Строительство военных объектов» в 2008 финансовом году увеличится до 19,1 млрд долларов (в 2,1 раза). Эти средства предназначены для проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта различных объектов военной инфраструктуры, приобретения земельных участков. Помимо ангаров, доков и других объектов инфраструктуры под новые системы оружия продолжается создание производственных и складских мощностей для ликвидации химического оружия, а также строительство школ, детских садов, спортивных и культурных заведений. По этой статье проходят также ассигнования на участие США в программе «Инфраструктура НАТО». (В 2008 году взнос страны составит 201 млн долларов). Кроме того, значительные суммы (8,2 млрд) выделяются на выполнение программы закрытия и перепрофилирования военных объектов.
Ассигнования по статье «Жилищное обеспечение» предназначены для проектирования и строительства жилых домов, текущего и капитального ремонта, а также эксплуатации жилого фонда, включая оплату его аренды и страхования для семейных военнослужащих. В 2008 финансовом году на жилищное обеспечение намечается направить 2,9 млрд долларов. Активно реализуется программа обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей.
Организационная структура бюджета МО в последние годы характеризуется значительным ростом финансирования сухопутных войск, что вызвано их активным участием в военной операции в Ираке. В 2008 финансовом году сухопутным войскам выделяется рекордный объем средств, в результате его доля в бюджете МО возрастет до 34,1 проц. На втором месте находятся ВМС (25,4 проц. всех ассигнований военного ведомства), далее следуют ВВС (24,9 проц.) и управления МО (15,7 проц.).
Объем и распределение ассигнований МО США по видам ВС представлены в табл. 4.

 

1. Распределение средств военного бюджета США в 2003-2008 финансовых годах (млрд долларов)

  Финансовый год
2003 2004 2005 2006 2007 2008
Министерство обороны 437,7 470,9 483,9 593,8 600,2 624,6
Военные ядерные программы 16,4 16,8 17,9 17,4 17,0 17,4
Прочие военные программы 1,9 2,9 4,0 5,9 5,2 5,2
Всего 456,0 490,6 505,8 617,1 622,4 647,2

2. Объёмы финансирования бюджетных статей министерства обороны США в 2003-2008 финансовых годах (млрд долларов)

Бюджетные статьи

Финансовый год

2003 2004 2005 2006 2007 2008
Содержание военнослужащих 109,1 116,1 121,3 128,5 130,9 136,0
Оперативная и боевая подготовка и МТО войск 178,3 189,8 179,2 213,5 240,7 244,3
Приобретение вооружения и военной техники 78,5 83,1 96,6 105,4 130,5 141,6
НИОКР 58,1 64,6 68,8 72,9 77,1 78,0
Строительство военных объектов 6,7 6,1 7,3 9,5 9,3 19,1
Жилищное обеспечение 4,2 3,8 4,1 4,4 3,8 2,9
Прочие (включая компенсационные поступления) 2,8 7,4 6,6 59,6 7,9 2,7
Всего 437,7 470,9 483,9 593,8 600,2 624,6


3. Распределение объёмов финансирования Министерства обороны США по бюджетным статьям в 2003-2008 годах (%.)

Бюджетные статьи

Финансовый год

2003 2004 2005 2006 2007 2008
Содержание военнослужащих 24,9 24,7 25,1 21,6 21,8 21,8
Оперативная и боевая подготовка и МТО войск 40,7 40,3 37,0 36,0 40,1 39,1
Приобретение вооружения и военной техники 17,9 17,6 20,0 17,8 21,7 22,7
НИОКР 13,3 13,7 14,2 12,3 12,8 12,5
Строительство военных объектов 1,5 1,3 1,5 1,6 1,5 3,1
Жилищное обеспечение 1,0 1,0 0,8 0,7 0,6 0,5
Прочие (включая компенсационные поступления) 0,7 1,4 1,4 10,0 1,5 0,3
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0


4. Объём ассигнований Министерства обороны США по видам Вооружённых сил в 2003-2008 финансовых годах (млрд долларов)

Виды вооруженных сил

Финансовый год
2003 2004 2005 2006 2007 2008
Сухопутные войска 120,3 152,7 145,6 179,7 199,1 212,9
Военно-воздушные силы 125,4 125,5 127,3 150,5 147,0 155,4
Военно-морские силы 124,0 123,8 131,5 148,6 151,2 158,5
Управления МО 68,0 68,9 79,5 115,0 102,9 97,8

Всего

437,7 470,9 483,9 593,8 600,2 624,6


ЗВО №4 2007

Смотрите также
Категория: Финансы | Добавил: pentagonus (07.12.2007) | Автор: Полковник В. Коротченко
Просмотров: 3953 | Теги: бюджет, В. Коротченко | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar