search
menu
person

NEWS AND UDATES


Создание единой системы разведки Европейского союза
HTML clipboard

Создание единой системы разведки Европейского союза

Подполковник А. Кондратьев,
квн, проф АВН

Необходимость создания наднациональных объединенных органов и сил разведки Европейского союза была прописана еще в Маастрихтском договоре. Но наиболее активно вопросы формирования единой разведывательной политики, а также образования соответствующих разведывательных структур, которые бы имели наднациональный характер и способствовали реализации принимаемых ЕС на себя обязательств в военной области, начали обсуждаться только в конце прошлого века.

Во франко-британской декларации 1998 года отмечалось, что «союз должен иметь возможность проводить своевременный и релевантный анализ ситуации, данных разведки и обладать способностью на их основе осуществлять стратегическое планирование и применять вооруженные силы». Вместе с тем после войны в Югославии в 1999 году стало очевидно, что сбор, обработка и анализ информации проводились в основном органами и силами разведки США, а выборочное распределение разведывательных сведений происходило через специально развернутую сеть американских разведцентров в Европе LOCE.

Именно тогда перед руководством Европейского союза и встала задача переломить тенденцию ко все большему отставанию от США в обеспечении взаимодействия военных информационных систем. Нельзя сказать, что ЕС отказывается принимать разведывательную информацию от этой страны. Но если в НАТО Соединенные Штаты являются основным поставщиком информации, то Евросоюз хочет иметь свои независимые и достоверные источники.

Организация взаимодействия. Одним из путей решения проблемы организации взаимодействия в интересах обеспечения европейской безопасности в 1970-1980-е годы было создание специализированных групп, наиболее известной из которых была «Треви» (TREVI - «Terrorisme, Radicalisme, Extremisme et Violence Internationale»), сформированная еще в 1975-м. В нее вошли министры юстиции и внутренней безопасности ряда европейских стран. С подписанием Маастрихтского договора группа получила статус постоянной и была переименована в ЕВРОПОЛ (EUROPOL).

Другая, менее известная группа «Бернского клуба» была образована в 1971 году. Задачей ее членов являлась борьба с террористическими организациями - IRA в Великобритании, ЕТА в Испании, «Бретонской революционной армией» во Франции, «Революционным движением 17 ноября» в Греции и «Красными бригадами» в Италии.

Группа «Киловатт» (Kilowatt Group) была сформирована в 1977 году. В ее состав входят 15 стран: некоторые члены ЕС, а также Канада, Норвегия, Швеция, Швейцария, США (ЦРУ и ФБР) и Израиль (Моссад и Шин Бет). Каждая страна разрабатывает информационные документы по террористической угрозе, которые могут быть доступны другим участникам. Вместе с тем такая группа не более чем простая телетайпная сеть.

В 1982 году по инициативе Франции было сформировано объединение министров внутренних дел Западного Средиземноморья (Conference of Western Mediterranean Interior Ministers) в составе Франции, Испании, Алжира, Туниса и Марокко. Его задача состоит в борьбе с исламскими фундаменталистами и организованной преступностью. Вместе с тем для разведывательного обеспечения спецслужбами стран ЕС гуманитарных операций, а также акций по урегулированию кризисных ситуаций, включая миротворческую деятельность, подобного взаимодействия было явно недостаточно. В рамках Амстердамских договоренностей 1997 года такая возможность хотя и предусматривалась, однако не была четко провозглашена.

Тем не менее эта направленность получила развитие на встрече руководителей Великобритании и Франции в Сен-Мало, состоявшейся в декабре 1998 года, на которой обе стороны согласились с тем, что ЕС должен «быть способным к автономным действиям, располагая надежными вооруженными силами и средствами, позволяющими принимать решения об их применении». В декларации, принятой в Сен-Мало, говорилось о необходимости обеспечить ЕС «инструментарием, дающим возможность анализировать обстановку, источниками развединформации, а также необходимыми ресурсами для разработки стратегических планов».

Позднее, в 1999 году на встрече в Кёльне, проходившей в разгар военной кампании НАТО в Косово, лидеры стран Евросоюза договорились о создании автономных разведывательных ресурсов, необходимых для реагирования на международные кризисы. В связи с этим ставилась задача принятия необходимых мер адаптации и расширения возможностей в области разведки, транспортных средств стратегического назначения, средств боевого управления и др.

Во исполнение Кёльнского договора руководители стран Евросоюза приняли решение о создании ряда структур:
постоянно действующего Комитета по политике и безопасности (Political and Security Committee), Военного комитета ЕС (EU Military Committee), Центра анализа обстановки (Situation Center), Центра космической разведки (Satellite Center) и НИИ по вопросам безопасности (Institute for Security Studies).

В настоящее время в рамках ЕС действуют пять основных организаций, ведущих разведывательную деятельность:
- ЕВРОПОЛ обеспечивает взаимодействие и обмен информацией по вопросам борьбы с терроризмом, наркоторговлей, нелегальной миграцией, отмыванием денег и другими серьезными преступлениями. Взаимодействие осуществляется через откомандированных офицеров национальных ведомств внутренней безопасности стран-участниц.

- Разведывательное управление военного штаба занимается ранним предупреждением о возникающих кризисных ситуациях, оценкой обстановки в зонах интересов ЕС и обеспечением стратегического планирования применения многонациональных сил. Основным способом решения задач разведывательного управления Военного штаба является организация взаимодействия с органами военной разведки стран-участниц для получения необходимой информации и подготовки на ее основе полноценных разведывательных документов.

Управление, включающее 33 представителей из 19 стран, состоит из трех отделов: разведывательной политики, организации взаимодействия и подготовки документов. Посты руководителей отделов занимают представители военных ведомств стран - членов ЕС, а их ротация происходит каждые три года.

Отдел разведывательной политики во взаимодействии с другими разведывательными структурами союза разрабатывает концепции и доктрины, а также решает ряд организационных вопросов. Во время возникновения кризисов и проведения военных операций под руководством ЕС он занимается формированием необходимой архитектуры единой системы разведки и разрабатывает планы ее ведения.

Для учений, проводимых в рамках ЕС, отдел готовит планы ведения разведки и определяет потребности в соответствующей информации. Он также координирует деятельность всего управления в рамках обеспечения разведывательной информацией других структур Военного штаба и организует ежегодные встречи руководителей ведомств военной разведки стран ЕС и командования Военного штаба.

Отдел организации взаимодействия направляет и координирует сотрудничество ведомств военной разведки всех государств ЕС, организует регулярные двусторонние встречи и отвечает за поддержание функционирования системы связи и передачи данных с членами национальных разведывательных ведомств. Помимо этого, в его задачи входит управление заявками на получение информации, организация взаимодействия с космическим центром в г. Торрехон (Испания) и координация мероприятий по формированию системы разведки, наблюдения и целеуказания ISTAR.

Отдел подготовки документов во взаимодействии с Центром анализа обстановки, Военным и политическими комитетами разрабатывает регулярно обновляемые разведывательные обзоры для руководства ЕС. Сам отдел состоит из пяти отделений, организованных по территориальному признаку, и одного отделения транснациональных угроз. Помимо разведывательного обзора он готовит разведывательные донесения и сводки как для Военного штаба и Военного комитета, так и для Совета ЕС.

- Центр анализа обстановки, находящийся в подчинении Совета ЕС (EU Council of Ministers), выполняет задачи по координации всей разведывательной деятельности в рамках союза. Собственных средств добывания информации у центра нет, и свои разведывательные продукты он разрабатывает с учетом предоставляемых разведслужбами стран-участниц сведений. До 2005 года основные усилия центра были сосредоточены на вскрытии внешних угроз, но в последнее время в сферу его интересов попадают и внутренние проблемы. Именно в этой связи центр стал одним из ключевых элементов в борьбе с террористическими угрозами.

- Центр космической разведки, расположенный в г. Торрехон (Испания), начал функционировать в 1997 году. В его распоряжении нет собственных КА разведки. В задачи центра входит координация информационных потоков, поступающих от национальных разведывательных КА, в том числе от системы оптико-электронной разведки «Гелиос» и, возможно, от немецкой космической системы радиолокационной разведки «Сар-Лупе».

- Группа «Бернского клуба» в отличие от других институтов и групп действует независимо от ЕС, не формирует специальный штаб для организации обмена информацией и не вправе требовать предоставления данных от национальных и объединенных органов разведки союза. Вместе с тем в рамках клуба могут создаваться специальные рабочие группы, например группа по борьбе с террористической угрозой, и разрабатываться свои аналитические документы (в основном во взаимодействии с США).

Помимо группы «Бернского клуба» могут формироваться и такие структуры, как, например, группа G-5, членами которой являются Великобритания, Франция, Германия, Испания и Италия, страны Бенилюкс, группа Балтийских стран и т. д. Кроме того, в Париже как независимый «мозговой центр» функционирует Европейский институт проблем безопасности.

Проблемы создания европейского разведывательного сообщества. Дальнейшая интеграция и организация более тесного взаимодействия между разведывательными ведомствами стран - членов ЕС затрудняется из-за нежелания делиться информацией. И, по сути, взаимодействие ограничивается только сбором и анализом информации в космическом центре Торрехон. Несомненно, видовая спутниковая разведка важна, но, по мнению зарубежных экспертов, для организации эффективной разведывательной структуры в рамках ЕС требуется взаимодействие и по ведению радиоразведки, агентурной разведки, а также интеграция полученных данных в единый разведывательный продукт.

Одной из важнейших причин, препятствующих формированию объединенных разведывательных органов, да и реализации самостоятельной европейской политики, является трансатлантический союз США и Великобритании. Тесные взаимоотношения англосаксов нисколько не содействуют ни получению автономии в разведывательном вопросе от США, ни созданию своих собственных средств разведки. Наоборот, Лондон не проявляет желания инвестировать средства в создание разведывательных космических аппаратов для ЕС и не хочет предоставлять свою разведывательную информацию членам союза.

Чего только стоит сформированная англосаксами система глобальной радиоэлектронной разведки «Эшелон», информация о которой получила общественную огласку в 1998 году. Сама система зародилась еще в 1947 году после подписания между США и Великобританией договора о совместном ведении радиоэлектронной разведки по всему миру. Позднее полноправными ее участниками стали еще три англоязычные страны - Канада, Австралия и Новая Зеландия.

В настоящее время система «Эшелон» включает в себя сеть наземных, морских и космических средств и постов радиоэлектронной разведки по всему миру, задачей которых является глобальный контроль всех линий связи, телефонных переговоров, включая сотовые и пейджинговые сообщения, всех информационных потоков в сети Интернет и др.

Информация о глобальном контроле линий связи стран - членов ЕС стала настоящей сенсацией, а парламент Европейского союза подготовил резолюцию «Трансатлантические взаимоотношения/ система «Эшелон», направленную на проведение срочных мер по защите всех информационных систем и ресурсов этих государств.

Позднее в целях снижения напряженности ряд членов Евросоюза (на основе двухсторонних договоренностей с США) получили доступ к некоторым данным, добываемым системой «Эшелон». И именно боязнь таких стран потерять «привилегированное положение» зачастую мешает дальнейшей интеграции и формированию единого наднационального разведывательного сообщества в рамках ЕС. Франция, уже давно решившая снизить такую зависимость, разработала и эксплуатирует космическую систему оптико-электронной разведки «Гелиос» с участием Испании и Италии (в интересах ЕС такая информация поступает в центр космической разведки в Торрехон), а также свою систему радиоэлектронной разведки «Френчелон».

Кстати, Франция совместно с другими странами, не поддержавшими операцию США против Ирака в 2003 году, настояла и на формировании в составе Военного штаба нового объединенного органа планирования и управления, что вызвало протест со стороны НАТО, и особенно Соединенных Штатов. Они утверждали, что такой центр станет ненужным дублирующим органом уже давно успешно функционирующего Международного военного штаба альянса. Но официальные лица в ЕС настояли на том, что два союза имеют различные задачи, а поэтому должны иметь и разные органы управления и планирования.

Новый центр начал свою работу уже летом 2007 года. Тогда в его состав вошли 76 военных и 13 гражданских представителей, призванных заниматься независимым (в рамках ЕС) планированием автономных военных и военно-гражданских операций. А уже в ноябре того же года X. Солана, являвшийся руководителем штаба по обеспечению безопасности и оборонной политике ЕС, порекомендовал увеличить численность центра до 200 человек и улучшить его техническую оснащенность.

Вместе с тем существуют проблемы и внутри самого Европейского союза, не позволяющие сформировать единую систему разведки. Разведывательные ведомства развитых стран не видят никакой выгоды в организации еще более тесного многонационального сотрудничества и формировании Европейского разведывательного сообщества. По мнению зарубежных экспертов, присущий им консерватизм наряду с бюрократической апатией ЕС мешает их дальнейшей кооперации.

В то же самое время государства, которые не могут позволить себе иметь сильную разведку, но имеют перед ЕС определенные обязанности, настаивают на формировании единого разведывательного сообщества. С таким предложением еще в 2005 году выступал, в частности, президент Румынии.

Разведка на основе анализа открытых источников информации. Хотя в ЕС разработан ряд рекомендаций на долгосрочную перспективу, вопрос об организации единой европейской системы разведки остается открытым. Вместе с тем одной из основных причин отсутствия взаимодействия между разведывательными ведомствами различных государств как в НАТО, так и в ЕС остается их постоянное стремление к обеспечению безопасности собственных коммуникационных сетей и источников получения информации. Ведь главным препятствием для осуществления и организации тесного взаимодействия, по мнению ряда зарубежных специалистов, остается требование именно к сохранению тайны источника получения информации.

В этой связи одно из возможных решений может быть найдено через организацию разведки на основе анализа открытых источников информации. Такая разведка становится все более популярным направлением деятельности соответствующих ведомств многих стран и является важным элементом информационного обеспечения поддержки принятия решения в «информационную эру».

Исходя из этого, Европейское оборонное агентство еще в 2007 году организовало специальные курсы подготовки для специалистов такой разведывательной дисциплины. В настоящее время уже подготовлено два пилотных проекта этих курсов, причем не только для представителей военных ведомств, но и для сотрудников министерств иностранных дел, внутренних дел, юстиции, а также организаций, привлеченных к борьбе с терроризмом. Первые курсы уже прошли 86 человек из 21 страны и 10 организаций ЕС.

Проявленный к данной форме подготовки интерес заставляет Европейское оборонное агентство проводить их и в текущем, 2009 году. При этом к существующим базовым будут добавлены дополнительные курсы по регионам: Ближний Восток, Африка, Центральная Азия, а также по функциональным задачам: терроризм, распространение оружия массового поражения и гуманитарные миссии. Собственно сами курсы являются составной частью более масштабной работы Агентства по формированию эффективной системы обеспечения подготовки и принятия решений, а также по обучению сбору и анализу информации из открытых источников.

Дальнейшая перспектива интеграции разведывательных ведомств в единое европейское разведывательное сообщество неясна как из-за продолжающегося финансового кризиса, так и в связи с намерениями президента Франции Николя Саркози спустя более чем через 40 лет восстановить военное участие страны в Североатлантическом альянсе. О своих планах он сообщил на саммите НАТО в апреле 2009 года, рассчитывая тем самым усилить позиции страны в альянсе, снять существующие барьеры, не позволяющие, по его мнению, сформировать эффективную систему безопасности в Европе и попытаться реконструировать сам альянс. Такие намерения французского президента вызвали жаркие дискуссии об их целесообразности и возможных последствиях.

Вместе с тем с американцами этот вопрос уже согласован, и Вашингтон в ответ на такой шаг передает под командование французских генералов штаб регионального командования в Лиссабоне и даже командование NATO's Allied Command Transformation в г. Норфолк (штат Виргиния), которое занимается разработкой доктринальных положений применения сил альянса и их адаптацией к новым угрозам XXI века.

Зарубежное военное обозрение №8 2009 С.15-19

 

Смотрите также
Категория: Разведка и контрразведка | Добавил: pentagonus (03.10.2009) | Автор: Подполковник А. Кондратьев
Просмотров: 14308 | Теги: Евросоюз, НАТО, разведка | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar