search
menu
person

NEWS AND UDATES


Неопределённый статус северо-западного прохода из Атлантики в Тихий океан
HTML clipboard

Неопределённый статус северо-западного прохода из Атлантики в Тихий океан

В. Нестёркин

В последние несколько лет активизировалась разносторонняя деятельность (в том числе и масштабная военная) Канады в Арктике, хотя о намерениях по расширению своего военного присутствия в высоких широтах неоднократно заявляли США.

Видный канадский эксперт по проблемам Арктики, вопросам внешней политики и международного права в Университете Британской Колумбии М. Байерс рекомендовал властям страны провести переговоры с новой вашингтонской администрацией и решить вопрос о статусе Северо-Западного прохода, который обеспечивает кратчайший путь из северной Атлантики через канадский арктический архипелаг в море Бофорта и далее в Тихий океан к странам Азии (сокращает путь примерно на 5 тыс. км).

«США планировали направить через Северо-Западный проход две атомные подводные лодки для участия в учениях у побережья Аляски, - сказал Байерс в интервью телекомпании Си-Би-Си. - Вопрос в том, обращались ли они к Канаде с просьбой дать согласие на проход этих ПЛ, ведь это будут иностранные суда, и с точки зрения канадского суверенитета встает вопрос о том, знает ли правительство об этих планах. И если знает, то дало ли оно свое согласие».

Правительство Канады утверждает, что Северо-Западный проход находится под •его юрисдикцией, однако Соединенные Штаты и ряд других стран не согласны с таким положением и рассматривают данный район как международные воды, которыми может воспользоваться любой корабль. В 1969 году США направили свой танкер «Манхеттен» по данному пути, что вызвало серьезную озабоченность канадских правящих кругов. Формальной причиной этого была возможность загрязнения окружающей среды. В результате власти Канады приняли Закон о предотвращении загрязнения арктических вод, согласно которому страна объявила о своем праве контролировать судоходство в пределах 161 км от берегов.

В 1985 году американский ледокол «Полар си» также прошел этим путем, причем без предварительного уведомления Канады. Для предотвращения подобных ситуаций обе стороны в 1988 году подписали Соглашение о сотрудничестве в Арктике. В соответствии с ним Соединенные Штаты обязались не направлять ледоколы через канадский арктический архипелаг без предварительного уведомления о своих планах Канады, правительство которой обещало давать свое согласие при получении соответствующих уведомлений.

«К нам должны обратиться за разрешением , - считает канадский эксперт, - а мы должны его дать. Если такого не случится, то тогда имеет место либо незаконный проход судов, либо такая ситуация, которая фактически подкрепляет позицию США, состоящую в том, что Северо-Западный проход является не канадскими внутренними водами, а международным проливом, открытым для всех иностранных судов без особых ограничений».

Байере также отметил, что кроме спора вокруг статуса Северо-Западного прохода у обоих государств остается неурегулированным вопрос о прохождении границы между территорией Юкон и штатом Аляска по участку акватории моря Бофорта. По мнению этого специалиста, именно теперь необходимо предпринять усилия для урегулирования обоих вопросов, причем сделать это необходимо до того, как оба государства подадут заявки на суверенные права на арктический шельф.

ЗВО № 5 2009 С.79

Смотрите также
Категория: Общевойсковые вопросы | Добавил: pentagonus (23.06.2009) | Автор: В. Нестёркин
Просмотров: 3157 | Теги: Северо-Западный проход | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar