search
menu
person

NEWS AND UDATES


Использование палубной авиации (1976)

Использование палубной авиации

Полковник Г. Артемьев

кандидат военных наук, доцент

Сообщения зарубежной печати свидетельствуют о том, что в США наряду с совершенствованием стратегических сил и средств ведения войны большое внимание уделяется повышению мощи так называемых сил общего назначения, в состав которых, в частности, входят многоцелевые и ударные авианосцы. Наличие на них большого количества самолетов и вертолетов (по 75-95 на корабле), значительная автономность и подвижность послужили определяющими факторами при выборе их в качестве одного из инструментов агрессивной политики американского империализма.

Руководство Пентагона считает, что авианосные формирования могут обеспечить своевременное развертывание и применение авианосной авиации в любом районе Мирового океана. Они способны достаточно эффективно выполнять следующие основные задачи: нанесение ракетных и бомбовых ударов (в том числе ядерных) по кораблям, военно-морским базам и другим объектам, находящимся не только на побережье, но и в глубине территории противника; завоевание и удержание господства на море и в воздухе в районе боевых действий; борьба с подводными лодками; авиационное прикрытие десантных сил на переходе морем, а также развертывание войск в прибрежных районах; блокада морских районов и узкостей с целью воспрепятствовать выходу в открытое море (океан) кораблей противника; оказание непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и наземным силам десанта при их действиях на берегу.

Для решения перечисленных задач в составе ВМС США в настоящее время имеется 14 многоцелевых и ударных авианосцев, из них два с атомными энергетическими установками. Четыре-пять авианосцев постоянно находятся в составе передовых группировок ВМС США: два на Средиземном море (6-й флот) и два-три в западной части Тихого океана (7-й флот). Основным оперативно-тактическим формированием авианосных сил считается авианосная ударная (многоцелевая) группа (АУГ), а ее главной ударной силой - авиационное крыло.

Боевой состав авиационного крыла зависит в основном от типа авианосца и выполняемых задач (на авианосцах "Энтерпрайз", "Китти Хок", "Форрестол" и "Джон Ф. Кеннеди" они примерно одинаковы). Типовой состав авиакрыла ударного авианосца "Китти Хок" приводится в табл. 1.

Таблице 1 Типовой состав авиакрыла
Назначение самолета (вертолета) Тип Количество подразделений Количество самолетов (вертолетов)
в подразделении всего
Тяжелый палубный штурмовик- разведчик RA-5C "Виджилент" Отряд 3-4 3-4
Штурмовик А-7 "Корсар"2 2-3 штурмовые эскадрильи 12-14 24 - 42
Штурмовик A-6A "Интрудер" Штурмовая эскадрилья 12 12
Истребитель F-4 "Фантом"2 (или F-14 "Томкат") 2 истребительные эскадрильи 12 24
Противолодочные S-2 "Треккер". S-3А "Викинг" Отряд или эскадрилья 4-10 4-10
Вертолеты ПЛО SH-3 "Си Книг". S-3 "Сиспрайт" То же 4-8 4-8
Самолеты РТР и РЭВ ЕА-6В "Проулер" Отряд 4 4
Самолеты ДРЛО Е-2В "Хокай" То же 3-4 3-4
Заправщик КА-6 "Интрудер" " 4-6 4-6

При использовании авиационного крыла преимущественно в противолодочном варианте в него дополнительно может быть включено по
эскадрилье и более противолодочных самолетов и вертолетов за счет не-которого сокращении истребителей и штурмовиков.

Входящие в состав ударного авиационного крыла самолеты имеют следующее предназначение:

- Штурмовики-разведчики RA-5C - ведение разведки и нанесение бомбоштурмовых ударов по морским (наземным) целям. Навигационное и бомбардировочное оборудование этих самолетов позволяет им действовать в сложных метеорологических условиях с больших и малых высот. Для разведки объектов они оснащены радиолокационной станцией бокового обзора и фотоаппаратурой, позволяющей вести панорамную и перспективную съемки.

- Палубные штурмовики - нанесение ударов главным образом с малых и предельно малых высот по морским и береговым целям, а также оказание авиационной поддержки морским десантам во время их высадки и действий на берегу.

- Истребители - противовоздушная оборона авианосных ударных групп, сопровождение штурмовиков в район объекта удара.

- Самолеты РТР и РЭБ - ведение радио- и радиотехнической разведки, создание активных и пассивных помех радиотехническим средствам противника.

- Самолеты ДРЛО - дальнее радиолокационное обнаружение кораблей и самолетов противника и наведение на них своих сил.

По мнению иностранных военных специалистов, боевое применение и тактика авианосной авиации определяются стоящими перед ней задачами, степенью противодействия средств ПВО, тактико-техническими характеристиками, оборудованием и вооружением самолетов, а также погодными условиями. Так, по опыту проводившихся в последние годы учений американского флота нанесению ударов по надводным кораблям обязательно предшествовала активная воздушная разведка, которую вели самолеты RA-5C с целью выявления местонахождения, состава, маршрута и скорости хода кораблей "противника". Самолеты ДРЛО Е-2В, не входя в зону досягаемости корабельных огневых средств ПВО, устанавливали постоянное наблюдение за кораблями с помощью своих радиотехнических средств. Подъем палубной авиации с авианосцев и выход ее к кораблям выполнялся по данным самолетов-разведчиков.

До границы обнаружения самолетов корабельными РЛС "противника" палубные штурмовики, как правило, следовали на средних или больших высотах, а затем снижались до предельно малых. Удары по кораблям палубные штурмовики наносили управляемыми ракетами класса "воздух-корабль", авиационными торпедами и бомбами.

Для борьбы с подводными лодками применялись противолодочные самолеты S-2 "Треккер" и S-3A "Викинг", а также вертолеты.

При приближении АУГ к району вероятного нахождения подводных лодок "противника" с авианосца поднимались противолодочные самолеты и вертолеты. При этом, как правило, четыре самолета обычно начинают поиск вдали от авианосца. Экипажи вертолетов, занявших место в охранении авианосца, поддерживали зрительную связь с кораблями, расположенными в ордере вокруг авианосца. Противолодочные самолеты чаще всего вели первоначальный поиск на высотах 240-370 м. Основной задачей поиска, который может вестись каждым самолетом в течение 4 ч, считается обнаружение лодок в подводном, надводном положении, под РДП или перископом. Для этого используются различные технические средства, которые позволяют за относительно короткое время обследовать обширные районы. Зона поиска может быть увеличена за счет использования самолетов ДРЛО.

Установив контакт с подводной лодкой, экипаж самолета может немедленно атаковать ее, одновременно сообщив об обнаружении на авианосец. Считается, что атака по данным лишь первоначального обнаружения не всегда бывает успешной. Поэтому в район последнего обнаружения лодки прибывали вертолеты из состава охранения авианосца и другие самолеты. Успех существенно возрастал, если применялись радиогидроакустические буи и магнитный обнаружитель для уточнения места лодки. Буи выставлялись либо по замкнутому контуру, охватывающему указанный район, либо в линию на предполагаемом курсе лодки. При использовании магнитного обнаружителя самолеты совершали полет на минимально безопасной высоте - около 30 м.

Вертолеты действовали как одиночно, так и парами (одни поисковый, а другой ударный). При одиночном использовании вертолет сочетает в себе функции поискового и ударного. При наличии нескольких вертолетов применялась тактика окружения: вначале они занимали позиции на наибольшей окружности, охватывающей предполагаемый район местонахождения лодки, а затем, маневрируя по спирали, сближались.

Обследование района вертолеты производили с помощью опускаемых ГАС, для чего периодически снижались до 4,5-6 м над поверхностью моря.

В зарубежной печати сообщалось, что такие действия противолодочных самолетов и вертолетов, обладающих малыми скоростями полета, делают их весьма уязвимыми от атак истребителей противника, если район поиска подводных лодок находится в пределах их досягаемости.

Судя по сообщениям иностранной печати, в ходе боевой подготовки авианосной авиации штурмовики и истребители отрабатывали и такую задачу, как "свободная охота" за отдельными кораблями и вспомогательными судами в прибрежной полосе территориальных вод "противника". На учениях, кроме одиночных самолетов, практиковалось применение разведывательно-ударных групп. Для поиска объектов удара использовались разведывательные самолеты, которые обнаруживали цели и обозначали их. В этом случае штурмовики находились в готовности на палубе авианосца или дежурили п зоне ожидания. По сигналу оператора самолета-разведчика они атаковали цель наиболее подходящим для данных условий способом - с горизонтального полета, пикирования или боевого разворота.

По мнению американских специалистов, в современных условиях считается целесообразным воздушную разведку береговых объектов выполнять сверхзвуковыми самолетами на больших или малых высотах с комплексным использованием разведывательной аппаратуры.

Наблюдение за соответствующими районами и их аэрофотосъемка дополняются воздушной радиотехнической разведкой. В последние годы на учениях самолеты-разведчики широко применяют радиолокационные станции бокового обзора, позволяющие просматривать побережье, военно-морские базы и другие объекты на территории "противника", не входя в опасную зону его ПВО.

При ведении воздушной разведки считается эффективным применять самолетную телевизионную аппаратуру, которая может передавать информацию об обстановке в районе наблюдения на авианосец

Способы нанесения ударов авианосной авиации по береговым объектам изменяются в зависимости от удаленности целей от района боевого маневрирования АУГ, а также степени противодействия средств ПВО. Если назначенные цели располагаются в глубине территории противника, практикуется дозаправка самолетов топливом в воздухе. Она производится палубными самолетами-заправщиками, которые в данном случае дежурят в воздухе в назначенных районах вблизи маршрутов возвращения ударных групп из зоны боевых действия.

В большей степени, чем удаление объектов удара, на формирование тактики ударных сил авиации флота оказывает боеспособность и оснащенность системы ПВО противника. Опыт войны, развязанной американскими агрессорами во Вьетнаме, показывает, что в период бомбардировок объектов, прикрытых одной зенитной артиллерией, применялась так называемая "полигонная тактика". Палубные штурмовики, сведенные в большие группы, следовали до рубежа боевого развертывания на средней высоте, наиболее выгодной для самолетовождения и ориентировки. Нередко во главе группы находился самолет-лидер со штурманом на борту. По команде ведущего самолеты снижались четверками различными курсами, чтобы впоследствии осуществить заход на цель с разных направлений. Бомбы сбрасывались всем звеном залпом с горизонтального полета или пологого пикирования. В боевой порядок включалась группа подавления огня зенитной артиллерии (обычно звено штурмовиков), которая действовала с упреждением относительно начала атаки основных сил. Повторные заходы на цель допускались, а ограничения по времени удара не вводились.

Совсем другое положение складывалось, когда противодействие палубным штурмовикам оказывала комбинированная система ПВО, в которую, кроме зенитной артиллерии, входили зенитные управляемые ракеты класса "земля - воздух" и сверхзвуковые истребители-перехватчики. Для борьбы с ними назначалось уже не одно звено, а несколько групп различного тактического назначения, включая постановщиков помех. Каждая из них выполняла свою специфическую задачу. Истребители прикрывали боевой порядок на маршруте следования и расчищали воздушное пространство в районе объектов удара. Разведчики с помощью бортовой радиотехнической аппаратуры обнаруживали включившиеся в работу РЛС противника и давали целеуказание группе подавления средств ПВО. Постановщики помех при подходе к цели выдвигались вперед и ставили облако дипольных отражателей на маршруте пролета ударной группы. Громоздкие и маломаневренные самолеты РТР и РЭБ ставили активные помехи из зон, находившихся за пределами досягаемости зенитного огня.

В зарубежной печати сообщалось, что последовательность действий групп различного тактического назначения должна была строго выдерживаться, ибо, например, слишком ранняя постановка помех служила оповещением противнику о предстоящем налете. Совершенно нежелательные последствия имела также рассогласованность атак ударной группы и группы подавления ПВО по времени. Поэтому управление действиями палубной авиации над территорией противника осуществлялось с воздушного командного пункта (самолет Е-2В), который патрулировал в B03духе в течение всего времени налета.

Использование средних высот полета в районах, прикрытых зенитными управляемыми ракетами, значительно затруднялось. За счет применения приемов контррадиопротиводействия противнику удавалось осуществлять наведение ЗУР и поражать воздушные цели. В таких условиях непригодными были сомкнутые и развернутые по фронту боевые порядки, обеспечивавшие минимальное время удара.

Возросшее сопротивление со стороны ПВО заставило отказаться от повторных заходов на цель и бомбометания с горизонтального полета и привело к тому, что в группы обеспечения стало выделяться до 50%. всех сил, участвующих в налете.

Изменились также способы атак наземных целей в связи с использованием новых средств поражения: снарядов РЭБ типа "Шрайк", управляемых бомб с телевизионной и лазерной системами наведения. Для того чтобы направить внимание расчетов средств ПВО на ложное направление атаки, стали назначаться отвлекающие группы. Ударная группа, используя результат отвлекающих действий, стремилась провести внезапную атаку с предельно малой высоты (или с применением управляемых средств поражения со средней высоты).

Вооружение палубной авиации штурмовиками А-6А "Интрудер", оснащенными системами "слепого" бомбометания, расширили ее возможности по нанесению одиночных ударов днем и ночью в сложных метеорологических условиях. Экипажи самолетов А-6А с помощью бортовой аппаратуры DIANE выходили на объект удара, используя складки местности и не поднимаясь выше 150 м. Тем самым они пытались избежать преждевременного обнаружения радиотехническими средствами ПВО противника и обеспечить наибольшую внезапность поражения цели.

Важным средством повышения эффективности ударов авианосной авиации явилось применение управляемых авиабомб. А оснащение авианосцев системами БИУС NTDS и одновременное использование самолетов ДРЛО позволили осуществлять наведение авиации по нескольким целям.

Боевое применение палубной авиации в значительной степени зависит от состояния погоды и моря, которое существенно влияет на взлет и посадку самолетов (вертолетов). Как сообщалось в зарубежной печати, опыт использования авианосной авиации ВМС США показал, что 33,1% общего числа аварий самолетов при посадке на палубу авианосца происходит в результате воздействия неблагоприятных гидрометеорологических условий, например порывы бокового ветра, местные завихрения воздуха, дождь, снег, лед, отсутствие видимого горизонта, а также вертикальные перемещения кормовой части авианосца при килевой качке. Поэтому командование авианосной ударной группы вынуждено принимать меры к тому, чтобы во время боевых действий палубной авиации авианосцы не оказались в полосе сильного дождя, тумана, шторма.

Для уменьшения влияния неблагоприятных погодных условий в США созданы и продолжают разрабатываться различные автоматические электронные системы. Судя по сообщениям американской печати, принятая на вооружение современных авианосцев система автоматизированной посадки самолетов с достаточной степенью безопасности обеспечивает примерно 80% посадок с первого захода (временной интервал между садящимися самолетами менее минуты) при высоте облачности до 600 м и дальности видимости (визуальной) 500-800 м. Вместе с тем подчеркивается, что эта система еще не полностью решила все проблемы посадки самолетов на палубу авианосца в сложных гидрометеорологических условиях. По оценке американских военно-морских специалистов, мореходные качества авианосцев типа "Китти Хок" позволяют использовать самолеты при состоянии моря до 7 баллов.

Использование на авианосцах атомной энергетики делает эти корабли более автономными и менее зависимыми от тылового обеспечения, так как они могут принимать большое количество авиационного топлива (11 тыс. т) и боеприпасов (3 тыс. т), что особенно важно для действии палубной авиации. Сочетание таких авианосцев с атомными кораблями охранения оказывает существенное влияние на боевые возможности авианосных ударных групп в целом. По оценке американских военно-морских специалистов, атомные АУГ благодаря высокой скорости хода (до 35 узлов) способны совершать быстрый оперативный маневр (за сутки может пройти 750 миль), что в свою очередь позволит наносить авиационные удары по большей площади и большему числу целей.

Для повышения боевых возможностей флота по завоеванию господства на море командование ВМС США начало разработку кораблей нового класса - многоцелевых авианесущих кораблей. В зарубежной печати сообщалось, что на эти корабли предусматривается базировать авиационные группы смешанного состава, состоящие из самолетов с вертикальным взлетом и посадкой (AV-8A "Харриер"), а также противолодочных вертолетов. Многоцелевые авианесущие корабли предполагается привлекать главным образом для охраны конвоев и боевых кораблей на переходе морем, а в отдельных случаях, когда нецелесообразно использовать ударные авианосцы, они будут частично выполнять и их боевые задачи. Планируется также привлекать эти корабли для выполнения задач совместно с ударными и многоцелевыми авианосцами (в США продолжается строительство кораблей этого класса). По мнению американских специалистов, это повысит эффективность, оперативность и боевую готовность кораблей - носителей авиации, а также улучшит возможности распределения авианосной авиации на океанских ТВД.

Наряду со строительством атомных авианосцев и разработкой авианесущих кораблей в ВМС США поступают на вооружение и новые самолеты авианосной авиации: F-14A "Томкэт" (см. цветную вклейку), S-3A "Викинг", EA-6B "Проулер". Кроме того, в стадии разработки находится палубный истребитель F-18. Основные тактико-технические характеристики некоторых самолетов, состоящих на вооружении авиационных крыльев авианосной авиации, приведены в табл. 2.

Перечисленные мероприятия по дальнейшему совершенствованию и развитию авианосной авиации и тактики действий палубных самолетов свидетельствуют о том, что милитаристские круги в США отводят этому средству агрессин важное место в своих военных приготовлениях, идущих вразрез с процессом разрядки международной напряженности.

Таблица 2 Основные ТТХ некоторых самолетов авианосной авиации
обозначение и наименование самолёта экипаж кол-во двигателей
тяга у земли кг
max взлётный вес кг max скорость М потолок max дальность полёта км Вооружение (max боевая нагрузка, кг)
F-14 "Томкэт" 2 2х9480 32 650 2,3 17 000   1х20-мм пушка.
4хУР "Сайдвиндер", 4 х УР "Спарроу>, 6хУР "Феникс" (6580)
AV-8A "Харриер" 1 1х9750 11300   15240 3700 (перего-ночная) 1х20-мм пушка,
2хУР "Сайдвиндер". 2хПУ для НУР "Снеб" (2270)
S-3A "Викинг" 4 2х4200 23830 830* 10700 5560 Противолодочные торпеды, глубинные бомбы, ракеты
А-7Е "Корсар"2 1 1х6800 19050 1040* (у земли)   3000 1х20-мм пушка,
10х750-фунтовых бомб.
2хУР "Сайдвиндер" (6800)
F-18 (разрабатывается) 1 2х7260 19960 1,8 14630 (боевой) 3700 1х20-мм пушка,
2хУР "Сайдвиндер",
2хУР "Спарроу" (5900)
* Скорость в км/ч

Зарубежное военное обозрение, 1976, №8, с. 72-78

Смотрите также
Категория: 1970 - 1990 гг | Добавил: pentagonus (24.03.2012) | Автор: Полковник Г. Артемьев
Просмотров: 4629 | Теги: палубная авиация, Авиация ВМС, Г. Артемьев | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar