Капитан Д. Параходов В связи со значительной удаленностью США от вероятных театров военных действий (ТВД) министерство обороны страны в рамках реализации текущих и перспективных программ строительства национальных вооруженных сил (ВС) придает большое значение обеспечению их стратегической мобильности. Авиационный компонент является одним из приоритетных в системе глобальных перевозок войск (сил) и средств на большие дальности. Важнейшую роль в реализации замыслов руководства Пентагона играет командование воздушных перебросок (КВП) военно-воздушных сил (ВВС) США (штаб размещен на АвБ Скотт, штат Иллинойс), созданное 1 июня 1992 года на базе ранее расформированных военно-транспортного и тактического авиационных командований.
На КВП возложено решение следующих задач: С 1 октября 2021 года командующим КВП ВВС США является генерал М. Минихан. Под его руководством находятся формирования 18-й воздушной армии (ВА, АвБ Скотт) и экспедиционного центра (АвБ Мак-Гуайр, Нью-Джерси) общей численностью более 42 тыс. военнослужащих. В КВП сосредоточены основные силы и средства военно-транспортной и заправочной авиации ВВС страны. 18 ВА образована 28 марта 1951 года на АвБ Доналдсон (Южная Каролина). В 1957-м ее штаб был передислоцирован на АвБ Коннели (Техас). 1 января 1958 года по причине бюджетных ограничений деятельность формирования была приостановлена (силы и средства переданы в состав 12-й воздушной армии). С началом операции против Ирака "Свобода Ираку" в 2003 году объединение было воссоздано. В 2021-м общая численность его военнослужащих достигала 36 тыс. человек. По состоянию на 30 сентября 2020 года на вооружении 18 ВА находились 250 военно-транспортных и 225 транспортно-заправочных самолетов (ТЗС) следующих типов: Следует отметить, что перечисленные образцы АТ созданы ведущими американскими авиационными корпорациями "Боинг" и "Локхид-Мартин". На их предприятиях помимо выпуска указанной АТ проводятся мероприятия по модернизации уже состоящих на вооружении самолетов, разработке с последующим внедрением в производство новых модификаций на основе предыдущих моделей, а также ремонт и переоснащение летательных аппаратов, серийный выпуск которых прекращен. Экспедиционный центр является подразделением анализа и обобщения передового опыта ВВС в области воздушных перебросок в ходе реагирования на чрезвычайные ситуации, а также контроля за наращиванием сил и средств в рамках реализации планов совершенствования глобальной мобильности. Центру подчинены пять авиакрыльев и две группы. Кроме того, для перебросок войск и грузов в интересах Пентагона по мере необходимости привлекаются силы и средства гражданских авиакомпаний. В настоящее время в программе "Гражданский резервный воздушный флот" ("Краф") участвуют 25 коммерческих авиакомпаний. Бóльшая часть принадлежащих им самолетов – до 1000 транспортных и пассажирских воздушных судов – около 780 единиц способны выполнять перелеты на дальность более 6 тыс. км. У данных машин в отличие от серийных образцов усилен пол грузового отсека, увеличены размеры дверей и грузовых люков, а в ряде случаев имеется специальное дополнительное оборудования. При этом МО США компенсирует авиакомпаниям потерю коммерческой выгоды, связанной со снижением массы полезной нагрузки. Применение самолетов гражданских авиалайнеров в интересах американских вооруженных сил позволяет: Экспертные оценки свидетельствуют, что общие возможности военно-воздушных сил и гражданских авиалайнеров по грузоперевозкам достигают 80 млн т км/сут. В условиях повседневной деятельности формирования 18 ВА ведут плановую оперативную и боевую подготовку (ОБП). В частности, экипажи 21-й авиационной эскадрильи 60-го стратегического транспортного авиационного крыла (АвБ Тревис, штат Калифорния) в феврале 2022 года успешно осуществили погрузку и разгрузку пусковой установки реактивной системы залпового огня "Химарс" после перелета на АвБ Мак-Гуайр. В настоящее время важным направлением развития стратегической заправочной авиации ВВС США является ввод в строй ТЗС КС-46А "Пегас". Возможности новой техники активно изучаются при проведении учений. Например, со 2 по 18 февраля 2022 года экипажи 22-го стратегического заправочного авиационного крыла (АвБ Мак-Коннелл, штат Канзас) вместе с подразделениями ВМС и морской пехоты США приняли участие в маневрах "Коуп Норт-2022". В ходе данного мероприятия ОБП американские летчики кроме решения других задач отрабатывали элементы взаимодействия с авиационными подразделениями ВВС Австралии и Японии. Как было заявлено, итоги анализа результатов этих учений станут основой для внесения дополнительных положений в соответствующие наставления и инструкции видов и родов войск ВС США в части касательно эксплуатации КС-46 "Пегас". Реальные возможности КВП ВВС США продемонстрировало в ходе операции по эвакуации из Афганистана американских военнослужащих и гражданских лиц различной национальности (начало июля – конец августа 2021 года). Первоначально завершить данное мероприятие планировалось в середине сентября 2021-го. После "непланового" захвата в начале августа 2021 года формированиями исламистского радикального религиозно-политического военизированного движения "Талибан" (запрещено в России) Кабула – столицы среднеазиатского государства обстановка приняла экстремальный характер. По требованию новой администрации страны в условиях жесткого лимита времени до 31 августа под руководством КВП транспортными самолетами были эвакуированы около 124 тыс. человек и бóльшая часть американских вооружений и военной техники. Значительное количество рейсов выполнялось самолетами стратегической транспортной авиации С-17А "Глоубмастер". Руководство полетами и их организация возлагались на военных авиадиспетчеров.
Зарубежные эксперты отмечают, что в течение типового дня СТС С-17 американских ВВС США совершают по всему миру около 70 вылетов. В то же время в Афганистане КВП обеспечивало в среднем 60, а в разгар операции до 113 рейсов в сутки на авиабазы в зонах ответственности Центрального и Европейского командований. Маршруты переброски на континентальную часть США строились с использованием АвБ Эль-Удейд (Катар), Эль-Салем (Кувейт) и Рамштейн (ФРГ). Предварительный анализ действий командования ВВС США по подготовке и в ходе эвакуации из Афганистана военнослужащих, гражданских лиц, ВВТ, представленный исследовательской службой американского конгресса 24 августа 2021 года, свидетельствует о резком росте нагрузки на личный состав и технику уже в конце первой недели операции. На этом фоне руководство Пентагона, признавая недостатки в планировании и отсутствие необходимого количества сил и средств, было вынуждено привлечь к операции гражданские авиакомпании сторонних подрядчиков – American Airlines, Atlas Air, Delta Airlines, Omni Air, Hawaiian Airlines, United Airlines – ориентировочно 18 самолетов – как в рамках программы "Гражданский резервный воздушный флот", так и на добровольной основе. Согласно распространенной в СМИ информации, несмотря на все усилия, командованию ВВС США не удалось планово осуществить эвакуацию личного состава и ВВТ, а также гражданских лиц, желавших покинуть Афганистан. Таким образом, наращивание возможностей по стратегической мобильности и реагированию на кризисные ситуации в различных регионах мира является одним из приоритетных направлений развития КВП ВВС США, имеющего многочисленный и современный парк военно-транспортных и заправочных самолетов. Однако недостатки в системе управления командованием существенно снижают его возможности по организации и проведению в сжатые сроки операций по экстренной переброске (эвакуации) крупных объединений на передовые театры военных действий (из зоны конфликтов). Смотрите также | |||||||
| |||||||
Просмотров: 807 | | |
Всего комментариев: 0 | |