search
menu
person

NEWS AND UDATES


О военном сотрудничестве ВМС Индии и США (2007)

О военном сотрудничестве ВМС Индии и США

Капитан 1 ранга В. Чертанов

Напряженность в отношениях между Индией и Соединенными Штатами Америки, возникшая в 1971 году, сохранялась потом на протяжении двух , последующих десятилетий. Тогда администрация президента Р. Никсона приняла сторону Пакистана в его конфликте с Индией вокруг ситуации в Бангладеш и направила в Бенгальский залив авианосную ударную группу 7-го оперативного флота с АВМА «Энтерпрайз». Эта акция решительным образом повлияла на позицию индийского руководства. В результате на протяжении 70-80-х годов прошлого столетия правительство страны твердо придерживалось политики сдерживания присутствия флотов «сверхдержав» в Индийском океане, выступало против размещения американских баз в Юго-Западной Азии, и в частности на о. Диего-Гарсия, одновременно наращивая возможности своих ВМС в противостоянии внешней угрозе.
С окончанием «холодной войны» и изменениями в восприятии новых угроз, в том числе и в особенности командованием индийского флота, разделявшим взгляды и установки США на борьбу с международными террористическими и экстремистскими группировками, появились предпосылки для налаживания военного сотрудничества, и в первую очередь по линии военно-морских сил двух стран. Укреплению мер доверия и развитию боевых возможностей обоих флотов способствовала обозначившаяся серия совместных военно-морских учений.
Первыми такими учениями, довольно незначительными по своим масштабам, стали «Малабар-92», проведенные в июне 1992 года и положившие начало серии маневров под этим условным названием. Учения, направленные на повышение интероперабельности двух флотов, в то же время способствовали укреплению связей между Индией и США в области совместной безопасности на море. Они проигрывались ежегодно до 1998 года, когда периодичность их проведения нарушилась из-за санкций США после индийских ядерных испытаний в районе Покхран, после чего восстановилась только в 2002-м. Тогда их кульминацией явилась операция «Сагиттариус», в ходе которой корабли индийских ВМС эскортировали американские транспорты с грузами для войск в Афганистане при прохождении ими Малаккского пролива.
Растущее оперативное взаимодействие. Взаимосвязи ВМС США и Индии переросли в последующие годы, что называется, в формат устойчивого дружественного и конструктивного партнерства. Со стороны Соединенных Штатов они стали частью далеко идущей инициативы администрации Буша, направленной на упрочение стратегических связей с Дели в целях обеспечения национальной безопасности в Индийскоокеанском регионе. Обе страны, по оценкам индийских военных обозревателей, сталкиваются с одинаковыми проблемами в сфере борьбы с экстремизмом, преследуют общие цели защиты жизненно важных энергетических ресурсов и установления региональной безопасности.
Сегодня индийский флот как нельзя лучше подходит в качестве сил поддержки при проведении операций ВМС США в регионе. Некоторые американские аналитики рассматривают его как естественный противовес растущей мощи ВМС КНР, которые находятся в стадии выполнения масштабной программы обновления. В то же время другие полагают, что соперничество с Соединенными штатами за доминирующую позицию в регионе не соответствует экономическим интересам Китая. Во всяком случае, укрепление сотрудничества США и Индии представляется исключительно выгодным для обеих держав в широком спектре экономических и военных интересов. По оценкам известного американского аналитика Р. Д. Фишера, такое партнерство имеет шанс создать предпосылки к формированию доминирующей в регионе стратегической коалиции нового столетия. Однако, как отмечают некоторые другие западные обозреватели, принимая во внимание взлеты и падения в отношениях между двумя странами в течение последних 50 лет, эта перспектива остается проблематичной. И все-таки, если, например, Пакистан упорно сохраняет статус неприсоединения к любым союзам, то руководство Индии рассматривает региональную, если не глобальную геополитическую обстановку в ракурсе своих интересов.
К настоящему времени сотрудничество индийских и американских ВМС характеризуется разнообразными взаимосвязями между двумя этими видами ВС: обоюдными визитами на высшем уровне, объединенными учениями все возрастающего масштаба и более широкого комплекса отрабатываемых на них задач, а также существенным продвижением в совместной подготовке и обучении кадров ВМС. Наращивается оперативное взаимодействие двух флотов в соответствии с трехгодичным планом, постоянно корректируемым и обновляемым на заседаниях совместной конструктивной исполнительной группы (Executive Steering Group).
Значительного продвижения на пути к укреплению содружества Индии и США в военной сфере удалось достигнуть в 2005 году. В июне того года министры обороны двух стран подписали меморандум о так называемом «Новом формате оборонных взаимоотношений» (New Framework for India - U. S. Defense Relations). В связи с тем, что формальные сроки действия предыдущего аналогичного акта к этому времени истекли, новый документ наметил перспективы дальнейшего межгосударственного военного сотрудничества на последующие десять лет. И хотя этот акт и не характеризовался индийской стороной как «договор или соглашение», он, по оценкам министра обороны Индии, предусматривает фактическую отмену всяких прежних американских претензий по ряду спорных вопросов. Так или иначе, он предполагает дальнейшее совершенствование совместной боевой подготовки, регулярное проведение двусторонних учений ВМС, расширение обмена разведывательной информацией, передачу некоторых технологий и участие в объединенных операциях (в случае необходимости), а также содержит другие связанные с этим положения. Бывший старший советник государственного департамента США и признанный эксперт по проблемам Южной Азии и Индии Эшли Теллис, оказавший определенное влияние на сближение с Дели, назвал новый документ знаковым в обоюдной переоценке будущего американо-индийского военного сотрудничества и определяющим пути реализации обеими сторонами их общих целей.
Наиболее показательными для демонстрации растущего уровня взаимодействия двух флотов стали последние учения серии «Малабар», проведенные в 2005 и 2006 годах.
Учения «Малабар-2005» явились самыми комплексными из всех совместных маневров ВМС США и Индии и первыми, в которых участвовали авианосцы и палубная авиация того и другого флота. Началу маневров в официально установленные сроки (23 сентября-3 октября) предшествовала как бы их предварительная фаза - частные учения «Салвекс» по отработке поисково-спасательных операций (в период с 11 по 23 сентября) у побережья Индии (в районе ВБМ Кочин) с участием спасательных судов ВМС США и Индии - «Сейфгард» и «Матанга» соответственно. Практические действия водолазных команд ВМС двух стран по поиску и спасению в море сочетались с учебной и профессиональной подготовкой водолазов непосредственно в порту Кочин.
Развертывание сил в Аравийском море для участия в маневрах «Малабар-05» осуществлялось 23-24 сентября. С американской стороны к ним привлекались: АВМА «Нимитц» (CVN-68) - флагманский корабль АУГ 5-го флота - с ЭМ УРО «Чаффи» (DDG-90) и ПЛА «Санта-Фе» (SSN-763) в охранении и 11 Акр на борту, противолодочные вертолеты «Си Хок» и патрульные самолеты Р-ЗС «Орион» с авиабазы Ганза (Даболим) - всего, как сообщалось в СМИ, до 6 500 человек личного состава ВМС. Индийская сторона была представлена легким авианосцем (АВЛ) «Вираат» (R 22) с авиагруппой (истребителей-штурмовиков «Си Харриер») на борту, эсминцем УРО «Майсур» (D 60), фрегатом «Гомати» (F 21) и ПЛ «Шанкул» (S 47) в охранении, а также универсальным транспортом «Адитья» (А 59), вертолетами «Си Кинг» Mk 42B, патрульными самолетами Ти-142М и Do-228 «Дорнье».
На начальном этапе учений (25-28 сентября) отрабатывались совместные действия палубной авиации. Всего было выполнено до 80 самолетовылетов (в том числе 40 истребителями-штурмовиками F/A-18Е «Супер Хорнет» с АВМА «Нимитц» и 24 - истребителями «Си Харриер» с АВЛ «Вираат»). Управление полетами осуществлялось с самолетов ДРЛО Е-2С «Хокай», а сопровождение целей обеспечивала универсальная боевая система «Иджис» с американского эскадренного миноносца. Затем, 28-29 сентября, отрабатывались действия по перехвату и досмотру пиратских судов, проводились поисково-спасательные, антитеррористические и противолодочные операции (с участием ПЛА «Санта-Фе», противолодочных вертолетов и патрульных самолетов). На заключительном этапе учений (1-3 октября), после отработки 29-30 сентября совместного маневрирования и заправки кораблей топливом в море, была проведена морская операция с разделением сторон на «голубых» и «оранжевых».
Успешных результатов в ходе учений удалось достигнуть, как отмечалось в зарубежных публикациях, благодаря четким и слаженным действиям сил, организации надежной системы управления и связи (в частности, с помощью американской спутниковой системы «Сентрикс», портативные терминалы которой устанавливались на индийских кораблях), профессионализму и выучке экипажей кораблей, самолетов и вертолетов ВМС обеих стран. Учения продемонстрировали высокий уровень интероперабельности флотов при действиях в любой обстановке и в условиях разносторонних угроз.
Учения «Малабар-2006» (восьмые в серии), проведенные в октябре-ноябре прошлого года, привнесли новые, дополнительные элементы в налаживание взаимодействия ВМС США и Индии в морских операциях, а также способствовали расширению комплекса совместно отрабатываемых боевых задач. Ориентация на совместное проведение экспедиционных операций стала основной особенностью этих учений.
Маневры проходили в акватории Аравийского моря у юго-западного побережья Индии с 25 октября по 5 ноября в три этапа, на этот раз с участием с американской стороны не авианосной, а экспедиционной ударной группы - ЭУГ 5-го флота. В состав ЭУГ с УДК «Боксер» (LHD-4) в качестве флагманского корабля (с командиром 5-й амфибийной эскадры ТОФ на борту) входили: ПЛА «Провиденс» (SSN-719), ЭМУРО «Бенфолд» (DDG-65) и «Ховард» (DDG-83), а также (впервые) ФР УРО «Оттава» (FFH-341) ВМС Канады и ПК «Миджетт» (WHEC-726) береговой охраны США (всего до 6 500 человек личного состава). От ВМС Индии к учениям привлекались корабли Западного флота, в частности ЭМ УРО «Майсур», фрегаты «Беас» (F 37) и «Ганга» (F 22), подводная лодка «Шанкул», большой десантный корабль «Гхариал» (L 23), танкер «Шакти» (А 57) и патрульный корабль береговой охраны «Самар» (42). Действия экспедиционных сил отрабатывали также подразделения из состава 9-го легкого пехотного батальона 1-го Пенджабского полка и сил спецназ ВМС Индии, которые участвовали в ходе учений в десантных, противодесантных, противодиверсионных и антитеррористических операциях с подразделениями 15-го экспедиционного батальона МП США с борта УДК «Боксер». Авиация ВМС была представлена американскими патрульными самолетами Р-ЗС «Орион», индийскими истребителями «Си Харри-ер» и разведывательными самолетами.
Часть задач совместной боевой подготовки (на первом и втором этапах учений) выполнялась в море на борту УДК и на берегу, в том числе с заходом корабля в индийские порты Мумбаи и Гоа. В частности, в Мумбаи УДК «Боксер» находился с 31 октября по 3 ноября. На его борту личный состав индийских ВМС (как сообщалось, 31 человек) знакомился с американской военной техникой, осваивал приемы применения оружия МП и другие тактические элементы.
На заключительном этапе учений отрабатывались различные аспекты морских операций с участием всех 13 занятых в них боевых кораблей и судов. Силы условно подразделялись на две стороны: «голубые» (свои экспедиционные силы, оказывающие содействие дружественной стране) и «золотые» (силы внешней агрессии). Основным содержанием этого этапа стала отработка высадки комбинированного морского десанта (подразделений 9 лпб СВ Индии с десантного корабля «Гхариал» и батальонной десантной группы на базе 2-го батальона 4-го полка МП США в составе 15 эбмп - с УДК) в операции с кодовым названием «Шатруджит» антитеррористической направленности, а также проведение совместных противолодочных и противовоздушных действий с учебно-боевыми вылетами самолетов и вертолетов морской авиации. Кром-е того, отрабатывались практические ракетно-артиллерийские и торпедные стрельбы, операции по поиску, перехвату, досмотру и захвату враждебных
или подозрительных судов. С борта УДК выполняли свои специфические задачи и специалисты по обезвреживанию взрывоопасных боеприпасов из состава 3-го мобильного отряда (E0DMU-3) командования обеспечения экспедиционных сил ВМС США. В учебных целях их выброска осуществлялась с вертолета SH-60 «Найтхок» в заданный район океана с 5-килограммовыми подрывными зарядами для ликвидации макета морской мины (для индийских специалистов это был первый такой опыт).
По отзывам командования, учения прошли успешно и позволили отработать весь комплекс оперативных и тактических задач в ходе экспедиционных операций в составе ЭУГ, включая налаживание надежной системы боевого управления коалиционными силами. Удалось также проверить уровень взаимодействия кораблей и подразделений береговой охраны двух стран в операциях по борьбе с пиратами и контрабандистами, поиску и спасению на море, контролю за соблюдением морского законодательства и экологической обстановкой. Итоги маневров «Малабар-06» укрепили намерения сторон в необходимости дальнейшего продолжения совместных учебно-боевых мероприятий этой серии.
Направления военно-технического сотрудничества. Стабильные взаимосвязи между ВМС двух стран на протяжении последних лет позволили установить партнерство в области профессиональной подготовки военных специалистов, в частности индийских летчиков морской авиации, а также достигнуть соглашения о закупке ряда важных для военно-морских сил Индии вооружений и военной техники.
Так, согласно контракту (стоимостью 26 млн долларов) по программе летной подготовки, рассчитанной на четыре года, поочередно 32 пилота ВМС Индии должны проходить в США 12-месячные курсы по отработке полетов с палубы авианосца сначала на учебных самолетах Т-45 «Госхок», а затем на истребителях-штурмовиках F/A-18 «Хорнет» (такая подготовка должна способствовать освоению поставляемых в Индию российских многоцелевых истребителей МиГ-29К с укороченным взлетом и посадкой с помощью аэрофинишеров). Первая группа летчиков приступила в настоящее время к полетам на американских авиабазах Меридиан и Кингсвилл.
Успешно завершены продолжительные переговоры о передаче Индии десантно-вертолетного корабля-дока «Трентон» (LPD-14) типа «Остин». 17 января 2007 года ДВКД постройки 1971 года был выведен в ВМБ Норфолк из боевого состава американского флота и сразу же передан индийским ВМС под названием «Джалашва». После 35 лет службы в американском флоте этот десантный корабль (см. цветную вклейку) находится не в самом лучшем техническом состоянии и заменяется ДВКД нового типа («Сан-Антонио»). До последнего времени он активно участвовал в экспедиционных операциях ВМС США (в частности, в Сомали в 1991 году, Либерии в 1996-м, Ливане в 2006-м). Однако командование индийских ВМС намеревается эксплуатировать его еще 15 лет (до возможного приобретения другого подходящего корабля такого класса), поскольку потребность флота в доковом десантном корабле действительно насущна. Корабль способен перевозить до армейского батальона (900 человек) с полным вооружением, включая танки и боевые машины пехоты.
Как ожидается, «Трентон» войдет в боевой состав индийского флота (Восточного командования ВМС) в мае 2007 года с базированием на ВМБ Вишакапатнам. А до этого срока индийский экипаж корабля (327 человек, включая 27 офицеров) проводит интенсивные тренировки в порту ВМБ Норфолк и в море по управлению кораблем, освоению механизмов и машин, десантно-высадочных средств, а также практические артиллерийские стрельбы и полеты вертолетов (в течение 20 сут). Эта сделка (на 48 млн долларов) реализует первую за всю историю американо-индийских отношений передачу Индии боевого корабля ВМС США. Она включает также закупку используемых с ДВКД четырех десантных катеров LCM Mk 8 и шести легких транспортно-десантных вертолетов SH-3 «Си Кинг» (хотя палуба корабля позволяет обеспечить взлет и посадку вертолетов любых типов).
Близятся к завершению переговоры о приобретении на условиях лизинга десяти патрульных самолетов Р-ЗС «Орион». Передача двух из них уже одобрена правительственной комиссией США. С компанией «Нортроп-Грумман» предварительно обсуждается также возможность закупки нескольких самолетов ДРЛО и управления Е-2С «Хокай», которые планируется использовать в индийских ВМС не с палубы авианосца, а с береговых аэродромов. Заказ пока еще не размещен, но в соответствии с морской доктриной Индии необходимость в самолетах дальнего радиолокационного обнаружения и боевого управления совершенно очевидна.
Достигнутые соглашения и последующие проекты и намерения рассматриваются в Индии как реальные предпосылки к осуществлению в будущем более широких программ в сфере военно-технического сотрудничества с США. Тем более, что они подкрепляются растущим партнерством двух флотов в регионе Юго-Западной Азии и Индийского океана, в том числе в процессе регулярного совместного проведения масштабных морских учений.

Зарубежное военное обозрение №4 2007

Смотрите также
Категория: ВМС общие вопросы | Добавил: pentagonus (12.04.2007) | Автор: Капитан 1 ранга В. Чертанов
Просмотров: 3743 | Теги: США-Индия, геополитика, В. Чертанов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar